"Непраздный вопрос". Будет ли у православных и католиков единый календарь - «Религия» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

"Непраздный вопрос". Будет ли у православных и католиков единый календарь - «Религия»

"Непраздный вопрос". Будет ли у православных и католиков единый календарь - «Религия»
Религия
09:20, 07 январь 2023
419
0
МОСКВА, 7 янв — , Никита Бизин. К двум праздникам Рождества — до и после Нового года — в России давно привыкли. Все из-за разницы календарей. Поэтому постоянно возникает вопрос унификации. О том, насколько это перспективно, — в материале .У каждого свой стильРасхождения в летоисчислении были в России практически всегда. У древних славян, например, год начинался 1 марта. С принятием христианства в X веке новолетие сдвинулось на 1 сентября — как в Византии, от которой крестилась Русь. А отсчет времени там вели от сотворения мира.В народе же по-прежнему придерживались мартовского стиля. Навести порядок взялся московский князь Иван III: в 1492-м он повелел праздновать Новый год по-византийски. Главная причина была экономическая — осенью был единый день сбора податей с населения.Два века спустя царь-реформатор Петр I перевел российское летоисчисление на европейские рельсы — ввел юлианский календарь. После 31 декабря 7208-го от сотворения мира в стране наступило 1 января 1700-го от Рождества Христова. Эта система просуществовала триста лет.А после Октябрьской революции советская власть приняла григорианский календарь. Им с XVI века пользовалась католическая церковь, а позже — и вся Европа. По декрету Совнаркома даты сдвинули почти на две недели вперед. А чисел с 1 по 13 февраля в 1918-м официально не было.Остались при своихИнициативу ленинского правительства не поддержала РПЦ. В результате появились старый Новый год и два Рождества — православное и католическое."Церковь как жила непрерывным календарем в течение тысячелетий, так и продолжила жить. Просто советская власть в 1918-м сказала: "Теперь у вас будет не 25 декабря, а 7 января", — объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.Русская православная церковь по-прежнему отмечает Рождество Христово 25 декабря — по юлианскому стилю. Но для прихожан, живущих по григорианскому календарю, это 7 января.Номинально католики и православные празднуют одновременно. Фактически — с разницей в две недели.Курс на сближениеВвести единую систему летоисчисления пытались не раз."Задолго до большевиков с подобной инициативой выступили российские и зарубежные католики — в 1870-1880-х", — отмечает ватиканист Алексей Юдин.Но Святой престол это не поддержал.Шаги к унификации совершали и православные. В 1923-м в Стамбуле состоялся собор восточных церквей, созванный константинопольским патриархом Мелетием IV. Обсуждали, в частности, проблему летоисчисления. В итоге, чтобы не жить по "исходящему от католического папы" календарю, приняли собственный — новоюлианский."Там праздники, которые приходятся каждый год на один и тот же день, совпадают с григорианским. А Пасха и связанные с ней торжества отмечают по юлианскому", — говорит Первозванский.В течение XX века большинство православных церквей перешли на новоюлианский календарь. Патриарх РПЦ Тихон тоже его ввел — 15 октября 1923-го. Но через три недели, 8 ноября, отменил свое же решение — из-за возмущения духовенства и прихожан.Вариантов многоСпоры о календарях продолжаются. Порой высказывают весьма любопытные идеи.Например, православный богослов Андрей Кураев предлагал сделать для всех церквей единую дату празднования Рождества — 31 декабря. Ведь, по его словам, сейчас возникает парадокс: Новый год наступает либо на неделю раньше, либо позже, а временная шкала у нас ведь от "рождества Христова".Однако в целом, отмечают эксперты, страсти вокруг этой проблемы улеглись."Призывы католической церкви стали по большей части формальными. Там понимают: для восточного христианства все, что связано с традицией, имеет принципиальное значение", — подчеркивает Алексей Юдин.На это указывают и православные священники. И добавляют: большая часть инициатив по унификации имеет под собой практические основания."Когда светский мир начинает новогодние гуляния, в Церкви продолжается строгий Рождественский пост. Конечно, это неудобно: Рождество не нужно отмечать после Нового года", — объясняет Максим Первозванский.Подавляющее большинство духовенства и мирян придерживаются старого стиля, продолжает священник. При этом строгого запрета отмечать рождение Спасителя 25 декабря в РПЦ нет."Например, если православный оказался за рубежом — в католической стране. Естественно, он вправе разделить радость общего для всех христиан торжества", — уточняет отец Максим.Жить с разными системами летоисчисления — не проблема. А обсуждение календарной унификации, считают священнослужители, полезно: это помогает лучше понять отношение людей к Богу и церковным праздникам.

МОСКВА, 7 янв — , Никита Бизин. К двум праздникам Рождества — до и после Нового года — в России давно привыкли. Все из-за разницы календарей. Поэтому постоянно возникает вопрос унификации. О том, насколько это перспективно, — в материале .У каждого свой стильРасхождения в летоисчислении были в России практически всегда. У древних славян, например, год начинался 1 марта. С принятием христианства в X веке новолетие сдвинулось на 1 сентября — как в Византии, от которой крестилась Русь. А отсчет времени там вели от сотворения мира.В народе же по-прежнему придерживались мартовского стиля. Навести порядок взялся московский князь Иван III: в 1492-м он повелел праздновать Новый год по-византийски. Главная причина была экономическая — осенью был единый день сбора податей с населения.Два века спустя царь-реформатор Петр I перевел российское летоисчисление на европейские рельсы — ввел юлианский календарь. После 31 декабря 7208-го от сотворения мира в стране наступило 1 января 1700-го от Рождества Христова. Эта система просуществовала триста лет.А после Октябрьской революции советская власть приняла григорианский календарь. Им с XVI века пользовалась католическая церковь, а позже — и вся Европа. По декрету Совнаркома даты сдвинули почти на две недели вперед. А чисел с 1 по 13 февраля в 1918-м официально не было.Остались при своихИнициативу ленинского правительства не поддержала РПЦ. В результате появились старый Новый год и два Рождества — православное и католическое."Церковь как жила непрерывным календарем в течение тысячелетий, так и продолжила жить. Просто советская власть в 1918-м сказала: "Теперь у вас будет не 25 декабря, а 7 января", — объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.Русская православная церковь по-прежнему отмечает Рождество Христово 25 декабря — по юлианскому стилю. Но для прихожан, живущих по григорианскому календарю, это 7 января.Номинально католики и православные празднуют одновременно. Фактически — с разницей в две недели.Курс на сближениеВвести единую систему летоисчисления пытались не раз."Задолго до большевиков с подобной инициативой выступили российские и зарубежные католики — в 1870-1880-х", — отмечает ватиканист Алексей Юдин.Но Святой престол это не поддержал.Шаги к унификации совершали и православные. В 1923-м в Стамбуле состоялся собор восточных церквей, созванный константинопольским патриархом Мелетием IV. Обсуждали, в частности, проблему летоисчисления. В итоге, чтобы не жить по "исходящему от католического папы" календарю, приняли собственный — новоюлианский."Там праздники, которые приходятся каждый год на один и тот же день, совпадают с григорианским. А Пасха и связанные с ней торжества отмечают по юлианскому", — говорит Первозванский.В течение XX века большинство православных церквей перешли на новоюлианский календарь. Патриарх РПЦ Тихон тоже его ввел — 15 октября 1923-го. Но через три недели, 8 ноября, отменил свое же решение — из-за возмущения духовенства и прихожан.Вариантов многоСпоры о календарях продолжаются. Порой высказывают весьма любопытные идеи.Например, православный богослов Андрей Кураев предлагал сделать для всех церквей единую дату празднования Рождества — 31 декабря. Ведь, по его словам, сейчас возникает парадокс: Новый год наступает либо на неделю раньше, либо позже, а временная шкала у нас ведь от "рождества Христова".Однако в целом, отмечают эксперты, страсти вокруг этой проблемы улеглись."Призывы католической церкви стали по большей части формальными. Там понимают: для восточного христианства все, что связано с традицией, имеет принципиальное значение", — подчеркивает Алексей Юдин.На это указывают и православные священники. И добавляют: большая часть инициатив по унификации имеет под собой практические основания."Когда светский мир начинает новогодние гуляния, в Церкви продолжается строгий Рождественский пост. Конечно, это неудобно: Рождество не нужно отмечать после Нового года", — объясняет Максим Первозванский.Подавляющее большинство духовенства и мирян придерживаются старого стиля, продолжает священник. При этом строгого запрета отмечать рождение Спасителя 25 декабря в РПЦ нет."Например, если православный оказался за рубежом — в католической стране. Естественно, он вправе разделить радость общего для всех христиан торжества", — уточняет отец Максим.Жить с разными системами летоисчисления — не проблема. А обсуждение календарной унификации, считают священнослужители, полезно: это помогает лучше понять отношение людей к Богу и церковным праздникам.


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика