"Взяли у соседей". Кто первым стал отмечать праздник Покрова - «Религия» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

"Взяли у соседей". Кто первым стал отмечать праздник Покрова - «Религия»

"Взяли у соседей". Кто первым стал отмечать праздник Покрова - «Религия»
Религия
09:20, 15 октябрь 2022
467
0
МОСКВА, 14 окт — , Никита Бизин. У православных — Покров Пресвятой Богородицы. Многие верующие считают этот праздник исконно русским. Однако историки до сих пор спорят, где и когда он появился. О версиях ученых — в материале .Чудесное спасениеПокров входит в число восемнадцати великих (самых важных) православных праздников. Но, в отличие от большинства из них, он никак не связан с евангельскими событиями. Его основа — церковное предание о явлении Богородицы святому Андрею Юродивому, некогда жившему в Константинополе.По легенде, произошло это на окраине города во Влахернском храме, где хранились Крест Господень, риза и пояс Богородицы. Там во время всенощного бдения молился с учеником Епифанием святой Андрей.В четвертом часу ночи он обратил взор вверх и увидел Богоматерь. По обе стороны от нее стояли Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Когда Пресвятая Дева приблизилась к амвону, святой подошел к ученику и спросил: "Видишь Владычицу и Царицу мира?" Тот ответил: "Вижу, отец мой, и ужасаюсь"."Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу Господню, продолжала свою молитву, закончив которую, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых", — рассказывает предание.Ни капли иностранного"Долгое время в науке преобладала греческая версия происхождения Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века отечественный исследователь Григорий Георгиевский предположил, что истоки праздника идут из Константинополя", — говорит доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Владимир Кириллин.Тогда Георгиевский указывал на тот факт, что в Византии 1 октября (14 октября по григорианскому календарю) чтили память Романа Сладкопевца, автора акафиста Богородице. А праздник Покров могли приурочить к этой дате позднее.К тому же в греческом церковном календаре фигурирует слово "покров": 28 октября отмечают торжество под названием "Агиа Скели" (в переводе — "святое покрывало").Следовательно, праздник, согласно версии столетней давности, появился в Византии и только спустя два столетия пришел на Русь, где его быстро полюбили и считали "своим". Однако эту точку зрения, по словам Владимира Кириллина, признают далеко не все."Во-первых, видение святого Андрея не зафиксировано ни в одном из византийских источников. А в греческом уставе нет торжества, посвященного непосредственно этому событию", — поясняет он.А известен был Покров только по русским месяцесловам (церковным календарям). Отсюда еще одна версия — о русском происхождении. Сегодня ее считают самой достоверной.Влиятельный покровительРусская церковь долгое время жила преимущественно по византийскому календарю и своих праздников не имела.Все изменилось в XII веке, когда к власти пришел князь Андрей Боголюбский. Взойдя на престол, он решил исправить досадное недоразумение. Правитель был ревностным почитателем Богоматери и сделал многое для ее культа на Руси.В 1164-м монарх установил два новых торжества — Всемилостивому Спасу (Медовый спас) — в честь победы над волжскими булгарами, и Пресвятой Богородице (Покров) — в честь победы над… русскими. Последнее странно, но вполне объяснимо.На основании анализа "Жития Андрея Юродивого" современные ученые предположили, что святой мог жить во второй половине IX — начале X столетия, когда Константинополь неоднократно осаждали мусульмане. Однако захватить столицу в тот период пытались не только они. В 860-м к городу подступили "племена русов"."Под этим термином имелось в виду войско варягов, которое пришло в Византию из Киева, — поясняет Владимир Кириллин. — В "Повести временных лет" говорится, что командовали ими князья Аскольд и Дир. Однако затем русы отступили. Греческие хроники уточняют: случилось это после того, как горожане совершили крестный ход с ризой Богородицы".Также сказано, что чудо убедило Аскольда и Дира принять христианство. В память об этом событии Андрей Боголюбский и учредил праздник Покрова."Правда, упоминание о походе на Константинополь в русской письменной традиции появляется довольно поздно — в начале XVI века. Не совсем понятно, откуда почерпнули эту информацию. К тому же ее могли сильно переработать", — добавляет эксперт.По его словам, озадачивает и сам парадокс: Богородица защитила Константинополь от русов. А князь почему-то вводит праздник в честь победы над своими предками. Именно поэтому некоторые исследователи считают, что истоки Покрова следует искать не во владимирских землях.Новгородский грекАльтернативная гипотеза обращается к различным вариантам жития Андрея Юродивого. Из некоторых редакций следует, что родился он в Новгороде. А затем перебрался в Византию, где провел почти всю жизнь."Любопытно и то, что все ранние рукописи, где упоминаются святой и сведения о Покрове Богородицы, — новгородские", — обращает внимание Кириллин.Согласно этой гипотезе, именно жители города на Волхове первыми стали отмечать праздник. А Боголюбский позднее ввел его у себя в княжестве. Историки предполагают: это случилось после неудачной осады Новгорода в 1170-м. Событие произошло во время разгоревшейся тогда междоусобной войны. Современники называли провал опытного полководца не иначе как "божиим чудом".По словам Кириллина, большинство аргументов пока в пользу второй версии происхождения праздника. Однако древнейший известный науке храм в его честь появился отнюдь не на северо-западе Руси. А во Владимиро-Суздальском княжестве — вотчине Боголюбского. Речь идет о знаменитой церкви Покрова на Нерли.Этот факт еще больше спутывает карты ученым и не дает поставить точку в многолетнем споре.

МОСКВА, 14 окт — , Никита Бизин. У православных — Покров Пресвятой Богородицы. Многие верующие считают этот праздник исконно русским. Однако историки до сих пор спорят, где и когда он появился. О версиях ученых — в материале .Чудесное спасениеПокров входит в число восемнадцати великих (самых важных) православных праздников. Но, в отличие от большинства из них, он никак не связан с евангельскими событиями. Его основа — церковное предание о явлении Богородицы святому Андрею Юродивому, некогда жившему в Константинополе.По легенде, произошло это на окраине города во Влахернском храме, где хранились Крест Господень, риза и пояс Богородицы. Там во время всенощного бдения молился с учеником Епифанием святой Андрей.В четвертом часу ночи он обратил взор вверх и увидел Богоматерь. По обе стороны от нее стояли Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Когда Пресвятая Дева приблизилась к амвону, святой подошел к ученику и спросил: "Видишь Владычицу и Царицу мира?" Тот ответил: "Вижу, отец мой, и ужасаюсь"."Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу Господню, продолжала свою молитву, закончив которую, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых", — рассказывает предание.Ни капли иностранного"Долгое время в науке преобладала греческая версия происхождения Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века отечественный исследователь Григорий Георгиевский предположил, что истоки праздника идут из Константинополя", — говорит доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Владимир Кириллин.Тогда Георгиевский указывал на тот факт, что в Византии 1 октября (14 октября по григорианскому календарю) чтили память Романа Сладкопевца, автора акафиста Богородице. А праздник Покров могли приурочить к этой дате позднее.К тому же в греческом церковном календаре фигурирует слово "покров": 28 октября отмечают торжество под названием "Агиа Скели" (в переводе — "святое покрывало").Следовательно, праздник, согласно версии столетней давности, появился в Византии и только спустя два столетия пришел на Русь, где его быстро полюбили и считали "своим". Однако эту точку зрения, по словам Владимира Кириллина, признают далеко не все."Во-первых, видение святого Андрея не зафиксировано ни в одном из византийских источников. А в греческом уставе нет торжества, посвященного непосредственно этому событию", — поясняет он.А известен был Покров только по русским месяцесловам (церковным календарям). Отсюда еще одна версия — о русском происхождении. Сегодня ее считают самой достоверной.Влиятельный покровительРусская церковь долгое время жила преимущественно по византийскому календарю и своих праздников не имела.Все изменилось в XII веке, когда к власти пришел князь Андрей Боголюбский. Взойдя на престол, он решил исправить досадное недоразумение. Правитель был ревностным почитателем Богоматери и сделал многое для ее культа на Руси.В 1164-м монарх установил два новых торжества — Всемилостивому Спасу (Медовый спас) — в честь победы над волжскими булгарами, и Пресвятой Богородице (Покров) — в честь победы над… русскими. Последнее странно, но вполне объяснимо.На основании анализа "Жития Андрея Юродивого" современные ученые предположили, что святой мог жить во второй половине IX — начале X столетия, когда Константинополь неоднократно осаждали мусульмане. Однако захватить столицу в тот период пытались не только они. В 860-м к городу подступили "племена русов"."Под этим термином имелось в виду войско варягов, которое пришло в Византию из Киева, — поясняет Владимир Кириллин. — В "Повести временных лет" говорится, что командовали ими князья Аскольд и Дир. Однако затем русы отступили. Греческие хроники уточняют: случилось это после того, как горожане совершили крестный ход с ризой Богородицы".Также сказано, что чудо убедило Аскольда и Дира принять христианство. В память об этом событии Андрей Боголюбский и учредил праздник Покрова."Правда, упоминание о походе на Константинополь в русской письменной традиции появляется довольно поздно — в начале XVI века. Не совсем понятно, откуда почерпнули эту информацию. К тому же ее могли сильно переработать", — добавляет эксперт.По его словам, озадачивает и сам парадокс: Богородица защитила Константинополь от русов. А князь почему-то вводит праздник в честь победы над своими предками. Именно поэтому некоторые исследователи считают, что истоки Покрова следует искать не во владимирских землях.Новгородский грекАльтернативная гипотеза обращается к различным вариантам жития Андрея Юродивого. Из некоторых редакций следует, что родился он в Новгороде. А затем перебрался в Византию, где провел почти всю жизнь."Любопытно и то, что все ранние рукописи, где упоминаются святой и сведения о Покрове Богородицы, — новгородские", — обращает внимание Кириллин.Согласно этой гипотезе, именно жители города на Волхове первыми стали отмечать праздник. А Боголюбский позднее ввел его у себя в княжестве. Историки предполагают: это случилось после неудачной осады Новгорода в 1170-м. Событие произошло во время разгоревшейся тогда междоусобной войны. Современники называли провал опытного полководца не иначе как "божиим чудом".По словам Кириллина, большинство аргументов пока в пользу второй версии происхождения праздника. Однако древнейший известный науке храм в его честь появился отнюдь не на северо-западе Руси. А во Владимиро-Суздальском княжестве — вотчине Боголюбского. Речь идет о знаменитой церкви Покрова на Нерли.Этот факт еще больше спутывает карты ученым и не дает поставить точку в многолетнем споре.


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика