«Если наш И-16 — это Жигули, то Мессершмитт — это BMW Х5». Знаменитые советские самолеты - «Новости России» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

«Если наш И-16 — это Жигули, то Мессершмитт — это BMW Х5». Знаменитые советские самолеты - «Новости России»

«Если наш И-16 — это Жигули, то Мессершмитт — это BMW Х5». Знаменитые советские самолеты - «Новости России»
Новости России
09:20, 22 июнь 2023
524
0


Гидросамолет Catalina начала выпускать во Флориде фирма Consolidated Aircraft Corporation в 1935 г. изначально только для того, чтобы тушить лесные пожары. В годы войны Catalina стала самолетом патрульного назначения.



В 1938 г. было произведено 3800 таких самолетов. 380 из них прилетели в СССР по трассе Аляска-Сибирь. С 1939 г. «Каталина» начала перевозить огромные комплексы радиолокационных станций. По сути, в дальнейшем этот гидросамолет использовался для того, чтобы искать вражеские подводные лодки в Северном Ледовитом океане. Они уничтожали мины на Черном и Балтийском морях и занимались высадкой десанта на тихоокеанском побережье.



В 1941 г. именно у этой модификации появляются стойки шасси, ведь изначально самолет мог присаживаться и взлетать только с воды. Пустой вес «Каталины» около 13,5 тонн. С нагрузкой она может весить до 17 тонн. Скорость ее не такая уж большая — 300 км/ч. Ее главная характеристика — выносливость, она могла находиться в воздухе до 12 часов.



Предполагалось, что экипаж «Каталины» состоят из восьми человек: четыре стрелка-пулеметчика, два летчика-штурмана, бортмеханик и радист-оператор. Но в СССР обходились командой из четырех.



СССР тогда купил лицензию на этот самолет и пытался производить его в Таганроге. За два года был сделан всего один: мы попытались угнаться за технологичностью этой машины, но не получилось. Однако в дальнейшем у советских авиастроителей отлично получались свои легкие гидросамолеты.



После войны эти самолеты занимались тем, что изучали русский север. Вместо радиолокационной станции в них ставилась метеорологическая.


Английский Авро 504 — «Аврошка», он же советский кукурузник У-2 или По-2, «летающая парта», «летающая этажерка», «небесный тихоход»



«


На небольшой высоте ночью с выключенным двигателем он спускался на позиции противника засыпал их ампулами, гранатами, бомбами, снарядами: все что было шло в ход. Ампулы — это стеклянные емкости с зажигательной смесью, как «Коктейль Молотова», только в большем объеме.



«Авро» — самый старый самолет, который представлен в Музее военной техники. Он стал первым стратегическим бомбардировщиком, да еще и первым штурмовиком. Именно с этого самолета начинается взлет нашей авиации, начиная с Первой мировой войны и заканчивая первым реактивным самолетом нашей армии.



Экипаж — два человека: один им управляет — это летчик-штурман, второй может с собой взять два револьвера, пулемет и даже стрелять по самолетам противника. Это такие рыцарские бои на деревянных самолетах, да еще и в воздухе. Максимальная скорость самолета 100 км/час. Вес — всего 850 кг.



В СССР в 1927 г. начинает производиться свой «Авро» и его назовут У-2 — самый известный массовый невоенный самолет в российской истории. В 1954 г. его стали называть «кукурузник» в честь Никиты Хрущева, это был сельскохозяйственный самолет, но многие его знают как «летающую парту», «летающую этажерку» или «небесный тихоход». Максимальная скорость 120 км/час. Это основной учебный самолет нашей авиации. Велосипед среди самолетов.



С «Авро» связана история создания женской воздушной армии. Она была сформирована в сентябре 1942 г., всего было три авиаполка. Их называли ночные ведьмы. Их задача состояла не в том, чтобы что-то уничтожить, они должны были просто прилететь, нашуметь и улететь — не давая противнику спать. Этакие бомбовые налеты беспокоящего характера.



У нас их называли проще — «дунькин полк» (по имени командира Евдокии Бершанской). 23 девушки стали героями Советского Союза. За годы войны девушки совершили 1200 вылетов и сбросили более 10 тыс. тонн бомб на головы противника. Говоря словами экскурсовода:


Этот самолет вы не услышите и не увидите. Даже если вы пробьете деревянный борт, обшитый перкалью (тканью), то просто оставите в нем дырочку. Девушки прилетят, заштопают и полетят на нем дальше. Ему не нужен аэродром. Он может взлететь с поляны в лесу. Если вспомнить фильм «Небесный тихоход» 1946 г., там два героя поднимают самолет за хвост, перетаскивают из леса на полянку и взлетают. 


Ту-2 или Туполевский второй




Если говорить о бомбардировочной авиации, то это самый известный представитель среди советских бомбардировщиков. Экипаж — четыре человека, включая бомбардира, который располагался в носовой части. Сначала его не было вообще: летчик-штурман сам должен был сбрасывать бомбы и управлять самолетом. Вес в 11 тонн не позволял этому самолету пикировать, хотя для него это не главное. Для бомбардировщика главное — дальность хода и, конечно же, то, сколько он сможет поднять в воздух (до двух тонн). С 1945 г. это был основной торпедоносец нашей армии. Снимался в фильме «Баллада о бомбере». В 1953 г. был снят с вооружения.



[b]Б-25 




Это американский бомбардировщик. Он появился в СССР в 1943 г. И был единственным, кто мог взлетать с авианосца. Вспомните фильм «Перл-Харбор» — в конце герой Алека Болдуина берет десять таких самолетов разных модификаций, снимает с них дополнительную бронезащиту, топливные баки, все оборонительное вооружение в виде 8-9 пулеметов и этот самолет «худеет» с 14 тонн до 9,5. Таким образом, теперь смог взлететь с авианосца. Для взлета в оригинальном весе ему требовалось 800 метров разбега, а на авианосце — всего 250.



Лучшее, что было у американских бомбардировщиков, помимо обогрева внутри, — это отличная связь и плюс ко всему простейшее управление. Б-25 стал у нас основным учебным тренажером для будущих бомбардировщиков.



Истребители



[b]И-16, Ишачок



«У них огромная носовая плоскость, внутри которой располагается двигатель. Если вы делали когда-нибудь бумажные самолеты, вы знаете — у них же не такой нос! С таким носом самолетик просто никуда не полетит. А тут нос такой большой из-за огромного двигателя внутри. Их максимальная скорость около 400 км/час»


Советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов. На начало ВОВ на вооружении Советского Союза было 10 тыс. И-16. В 1941 г. их количество будет уменьшаться, в боях огромное количество самолетов будет потеряно, их заменят на более современные технологичные самолеты.



Сражения истребителей проходили на высоте 5 тыс. метров. Разворачиваясь, они со спины нападали на самолеты противника и уничтожали их. И-16 — один из самых трудных по управляемости самолетов в истории человечества. Отсюда и имя.



[b]ЛаГГ
-3 Лавочкин, Гудков, Горбунов третьей серии




Самый лучший по мощности вооружения самолет-истребитель. Да еще и штурмовик. Тут мы вспоминаем «Повесть о настоящем человеке», Александра Мересьева, героя Советского Союза, который заходил на штурмовку на Лавочкине третьей серии, был сбит и потерял ноги, но вернулся обратно в боевую авиацию и стал героем Советского Союза.



[b]«Кобра»




Американский истребитель, который состоял на вооружении СССР. Нам их было поставлено целых 5 тыс. Один из самых лучших истребителей по тяговооруженности. Помимо цельнометаллической кабины и веса в 5 тонн, у этого самолета было четыре пулемета на крыльях, два в носовой части и прямо в носу пушка 37 мм.



На фюзеляже этого самолета 56 звезд. Это самый звездный самолет, который тут представлен. Именно столько вражеских самолетов сбил [b]Григорий Речкалов
, уроженец города Ирбит Свердловской области, за годы ВОВ, летая на американской «Кобре». По этому показателю он первый среди советских летчиков. 



Это самый оригинальный истребитель в истории человечества у него отсутствовал двигатель в носовой части. Из-за появления там огромной пушки двигатель был перемещен в заднюю часть. Также в нем крайне нетипичная для истребителя кабина с автомобильной дверью современного типа. Когда летчик ступал на крыло, чтобы покинуть самолет, его могло снести потоком воздуха на хвостовой стабилизатор. Таким образом, «Кобра» — очень опасный самолет не только для противника, но и для его хозяина.



БИ-1




Первый советский ракетолет или первый реактивный истребитель нашей армии был спроектирован в 1940 г. в подмосковных Химках. Первые два прототипа там даже летали. Но из-за то, что началась война, все производство было эвакуировано в поселок Билимбай недалеко от Первоуральска.



С фронта туда вызвали [b]Григория Бахчиванжи
— самого крутого летчика-испытателя Советского Союза. В ходе испытаний он сумел набрать на Би-1 невиданную для тех лет скорость — 800 км/час. Но седьмой полет в 1943 г. закончился трагедией — летчик погиб, а разработка самолета была остановлена. 



Считается, что это наша первая докосмическая технология. После полета в космос Юрий Гагарин сказал такую фразу: «Если бы не Бахчиванджи, не было бы 12 апреля 1961 года».



К созданию этого реактивного самолета приложил руку Сергей Королев. Было создано всего семь его прототипов в летном состоянии. Они летали под Екатеринбургом и Москвой, но не дальше. Топлива хватало только на пять минут полета.



Кертисс Райт П-40, или «чудо безмоторной авиации»




Этот самолет стал у нас основным в противовоздушной обороне Москвы и Ленинграда в 1943 г. Но в 1941 г., когда он только к нам приехал, американский двигатель не смог пережить русской зимы, часто ломался, выходил из строя. Приходилось снимать его и уносить в теплый ангар, а самолет в это время стоял без двигателя на аэродроме. За что и получил такое прозвище. В дальнейшем двигатель ему просто поменяли — ставили советские М-105 или М-107.



[b]Мессершмитт Bf-109, «
Худой», немецкий истребитель




Самый массовый и самый известный в истории человечества поршневой истребитель. Если сравнивать его с И-16, то И-16 («Ишачок») — это Жигули, а Мессер — это BMW Х5. Взять хотя бы складывание стоек шасси: чтобы это сделать на советском самолете, надо было 37 раз прокрутить специальный рычаг, здесь достаточно было нажать кнопку, и стойки убирались автоматически. При этом Мессер мог развивать скорость в 600 км/ч. 



Сражаться друг с другом эти самолеты на больших высотах не могли. Поэтому зачастую наш «Ишачок» заманивал Мессершмитт вниз, и последний терял, во-первых, скорость, во-вторых, маневренность — ведь это очень длинный самолет. И-16 мог быстро развернуться, напасть на него со спины и сбить.


[b]Hurricane (с англ. ураган)
, «Ветерок», «Харитон»




Самый первый лендлизный самолет, который мы получили, был британцем и назывался «Ураган». Но названию не соответствовал. Он был огромный, тяжелый, из-за чего им было очень сложно управлять. Британцы устанавливали на него восемь пулеметов калибра 7-62, но они были настолько слабые, что для сбития вражеского самолета нужно было приблизиться к нему на 50 метров.



В Мурманске появилось 3000 таких харрикейнов. В них вместо пулеметов ставили либо две пушки 37 мм, либо четыре пушки по 20 мм. Он стал штурмовиком и базировался только под Мурманском.



[b]ИЛ-2, летающий танк



Источник фото: Ил-2 — Википедия (wikipedia.org)


Самым главным самолетом из всей советской авиации можно считать штурмовик ИЛ-2. Он соединял в себе качества танка и самолета. Если взять всю броневую защиту, соединить воедино, появится броня для легкого танка Т-60 или Т-70. 36 тыс. таких штуковин было выпущено в СССР. Их делали в Ленинграде, Новосибирске и Самаре. 250 таких самолетов было произведено в Нижнем Тагиле.



Этот самолет известен тем, что он буквально как танк нападал с воздуха на позиции противника. Собственно говоря, штурмовик это и должен делать. Но вторая функция, которая важна штурмовику, — живучесть. Потому что после того, как вы обстреляли позиции противника на земле, вы должны через пикирование сделать кружок и зайти на них еще раз десять. Стоит отметить, этот самолет считается самым живучим в истории авиастроения Второй мировой войны.



Он мог нести на себе до тонны различных бомб и ампул. Вооружение поначалу располагалось только в носовой части, потом оно появилось и на крыльях. В том числе на них устанавливали ракеты от «Катюш».



Самолет тяжелый. Его вес достигал восьми тонн, только двигатель весил тонну. Он мог развивать скорость 350 км/час. В музее УГМК хранится только часть одного из таких самолетов, которую обнаружили в районе Койвиста в Финляндии в 1944 г.



[b]В заключение



«Советская авиапромышленность совершила в те годы поистине невозможное! Всего за годы войны было выпущено более 63 000 истребителей, 37 500 штурмовиков, 21 100 бомбардировщиков, 17 300 транспортных и 4 000 учебных самолёта. При этом огромная ответственность по проектированию, испытанию и запуску в производство лежала на плечах главных конструкторов авиационной техники: Владимира Горбунова, Михаила Гудкова, Михаила Гуревича, Сергея Ильюшина, Семена Лавочкина, Анастаса Микояна, Владимира Петлякова, Николая Поликарпова, Павла Сухого, Андрея Туполева и Александра Яковлева. Бесценен вклад в развитие аэродинамики и радиолокации наших ведущих учёных — Сергея Чаплыгина и Абрама Иоффе», — писал Антон Бессонов, председатель Челябинского отделения РКО в статье о советских ВВС в годы ВОВ.



Текст составлен на основании рассказа экскурсовода Музея военной техники УГМК Александра Межецкого



Читайте также на : Химмаш. Сюда ссылали военнопленных и детей врагов народа. Что об этом напоминает сегодня?


Гидросамолет Catalina начала выпускать во Флориде фирма Consolidated Aircraft Corporation в 1935 г. изначально только для того, чтобы тушить лесные пожары. В годы войны Catalina стала самолетом патрульного назначения. В 1938 г. было произведено 3800 таких самолетов. 380 из них прилетели в СССР по трассе Аляска-Сибирь. С 1939 г. «Каталина» начала перевозить огромные комплексы радиолокационных станций. По сути, в дальнейшем этот гидросамолет использовался для того, чтобы искать вражеские подводные лодки в Северном Ледовитом океане. Они уничтожали мины на Черном и Балтийском морях и занимались высадкой десанта на тихоокеанском побережье. В 1941 г. именно у этой модификации появляются стойки шасси, ведь изначально самолет мог присаживаться и взлетать только с воды. Пустой вес «Каталины» около 13,5 тонн. С нагрузкой она может весить до 17 тонн. Скорость ее не такая уж большая — 300 км/ч. Ее главная характеристика — выносливость, она могла находиться в воздухе до 12 часов. Предполагалось, что экипаж «Каталины» состоят из восьми человек: четыре стрелка-пулеметчика, два летчика-штурмана, бортмеханик и радист-оператор. Но в СССР обходились командой из четырех. СССР тогда купил лицензию на этот самолет и пытался производить его в Таганроге. За два года был сделан всего один: мы попытались угнаться за технологичностью этой машины, но не получилось. Однако в дальнейшем у советских авиастроителей отлично получались свои легкие гидросамолеты. После войны эти самолеты занимались тем, что изучали русский север. Вместо радиолокационной станции в них ставилась метеорологическая. Английский Авро 504 — «Аврошка», он же советский к укурузник У-2 или По-2, «летающая парта», «летающая этажерка», «небесный тихоход» « На небольшой высоте ночью с выключенным двигателем он спускался на позиции противника засыпал их ампулами, гранатами, бомбами, снарядами: все что было шло в ход. Ампулы — это стеклянные емкости с зажигательной смесью, как «Коктейль Молотова», только в большем объеме. «Авро» — самый старый самолет, который представлен в Музее военной техники. Он стал первым стратегическим бомбардировщиком, да еще и первым штурмовиком. Именно с этого самолета начинается взлет нашей авиации, начиная с Первой мировой войны и заканчивая первым реактивным самолетом нашей армии. Экипаж — два человека: один им управляет — это летчик-штурман, второй может с собой взять два револьвера, пулемет и даже стрелять по самолетам противника. Это такие рыцарские бои на деревянных самолетах, да еще и в воздухе. Максимальная скорость самолета 100 км/час. Вес — всего 850 кг. В СССР в 1927 г. начинает производиться свой «Авро» и его назовут У-2 — самый известный массовый невоенный самолет в российской истории. В 1954 г. его стали называть «кукурузник» в честь Никиты Хрущева, это был сельскохозяйственный самолет, но многие его знают как «летающую парту», «летающую этажерку» или «небесный тихоход». Максимальная скорость 120 км/час. Это основной учебный самолет нашей авиации. Велосипед среди самолетов. С «Авро» связана история создания женской воздушной армии. Она была сформирована в сентябре 1942 г., всего было три авиаполка. Их называли ночные ведьмы. Их задача состояла не в том, чтобы что-то уничтожить, они должны были просто прилететь, нашуметь и улететь — не давая противнику спать. Этакие бомбовые налеты беспокоящего характера. У нас их называли проще — «дунькин полк» (по имени командира Евдокии Бершанской). 23 девушки стали героями Советского Союза. За годы войны девушки совершили 1200 вылетов и сбросили более 10 тыс. тонн бомб на головы противника. Говоря словами экскурсовода: Этот самолет вы не услышите и не увидите. Даже если вы пробьете деревянный борт, обшитый перкалью (тканью), то просто оставите в нем дырочку. Девушки прилетят, заштопают и полетят на нем дальше. Ему не нужен аэродром. Он может взлететь с поляны в лесу. Если вспомнить фильм «Небесный тихоход» 1946 г., там два героя поднимают самолет за хвост, перетаскивают из леса на полянку и взлетают. Ту-2 или Туполевский второй Если говорить о бомбардировочной авиации, то это самый известный представитель среди советских бомбардировщиков. Экипаж — четыре человека, включая бомбардира, который располагался в носовой части. Сначала его не было вообще: летчик-штурман сам должен был сбрасывать бомбы и управлять самолетом. Вес в 11 тонн не позволял этому самолету пикировать, хотя для него это не главное. Для бомбардировщика главное — дальность хода и, конечно же, то, сколько он сможет поднять в воздух (до двух тонн). С 1945 г. это был основной торпедоносец нашей армии. Снимался в фильме «Баллада о бомбере». В 1953 г. был снят с вооружения. _


Комментарии (0)
Добавить