РИА «Новости» опубликовало материал под заголовком «СВР: Британия намеренно не торопилась помогать СССР летом 1941 года», в котором говорится:
Британия летом 1941 года специально не торопилась оказывать военную помощь Советскому Союзу после его вступления в войну с Германией, причем Лондон не намеревался передавать Москве ту техническую информацию, которой обладал сам, следует из рассекреченных архивных материалов Службы внешней разведки России.
Эти материалы опубликованы в сборнике «Служба внешней разведки Российской Федерации. 100 лет. Документы и свидетельства». Среди обнародованных документов — шифртелеграмма, направленная 2 июля 1941 года из Лондона в Москву выдающимся разведчиком, резидентом в Великобритании Анатолием Горским под оперативным псевдонимом «Вадим».
Речь шла об указаниях, которое британское военное руководство намеревалось дать главе своей миссии в СССР Фрэнку Ноэлю Мейсону-Макфарлану.
«После обсуждения сообщения миссии из Москвы было решено, что генерал Макфарлан должен быть информирован о настоящем положении (в) отношении удовлетворения русских требований на военное снабжение и о той линии, которой он должен придерживаться в ответах русским», — сообщал Горский.
«В отношении поставки материалов генерал Макфарлан должен затягивать время, исходя из установки, что допуск в Россию через Архангельск скоро будет закрыт немцами. В отношении передачи информации он должен передавать только такие данные, которые уже имеются у немцев, как, например, о зажигательных бомбах. Информация о секретном радиооборудовании ночных истребителей может быть дана только в самых общих чертах», — добавлял резидент.
Опубликованный СВР документ имеет отношение к конкретной тактической ситуации, когда союзники решали вопрос о наименее опасном пути поставок Советскому Союзу военных грузов. Были опасения, что немецкие флот и авиация смогут перекрыть маршрут из Исландии в Архангельск. В сложной ситуации у британцев были все основания не начинать поставки грузов до полной проработки вопроса о способах доставки. Из телеграммы Горского также следует, что в тот момент британцы опасались перехвата технической информации немцами и на какое-то время решили ее придержать.
В конечном счете Великобритания и США наладили движение арктических конвоев; первый из них, известный под кодовым названием «Дервиш», отправился из Исландии 21 августа и 31 августа без потерь прибыл в Архангельск. Всего за 1941 год было проведено 7 конвоев, а за все время войны — 78. В 1941 году арктические конвои доставили в СССР в числе других стратегических грузов 484 британских истребителя Hurricane.
О необходимости военной помощи СССР Уинстон Черчилль заявил уже 22 июня 1941 года:
Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, — наши враги. <…> Такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы...
Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии. Не мне говорить о действиях Соединенных, Штатов, но я скажу, что если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это еще больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество от его тирании. Это укрепит, а не ослабит нашу решимость и наши возможности.
Всего за время войны СССР получил от Великобритании в качестве помощи 4174 самолета (истребители Hawker Hurricane, а с 1943 года — более современные Supermarine Spitfire), 1084 тяжелых танка Mk II Matilda (первые — уже со вторым арктическим конвоем в октябре 1941 года), 3782 легких танка Mk I Valentine, 301 тяжелый танк Mk IV Churchill. 16 августа 1941 года Великобритания предоставила СССР кредит в £10 млн на покупку оружия; в дальнейшем сумма кредита выросла до £60 млн.
По данным российского историка Михаила Супруна, Великобритания за годы войны поставила СССР военных грузов на общую сумму £420 млн (по тогдашнему курсу $1,963 млрд). Объемы поставок взрывчатых веществ и авиационного топлива из Великобритании и США были больше половины объема собственного советского производства. От союзников СССР получил больше половины использованного в его промышленности алюминия.
Документ, относящийся к складывавшейся в начале июля 1941 года сложной ситуации, РИА пытается представить как свидетельство нежелания Великобритании оказывать военную помощь СССР, но это плохо сочетается с дальнейшей историей британо-советского военного сотрудничества, в том числе с героической историей арктических конвоев, доставлявших в советские порты военные грузы в крайне опасных условиях — только в результате атак немецкого подводного флота и авиации на конвой PQ-17 в августе 1942 года было потоплено 22 транспорта и 2 вспомогательных судна.
РИА «Новости» опубликовало материал под заголовком «СВР: Британия намеренно не торопилась помогать СССР летом 1941 года», в котором говорится: Британия летом 1941 года специально не торопилась оказывать военную помощь Советскому Союзу после его вступления в войну с Германией, причем Лондон не намеревался передавать Москве ту техническую информацию, которой обладал сам, следует из рассекреченных архивных материалов Службы внешней разведки России. Эти материалы опубликованы в сборнике «Служба внешней разведки Российской Федерации. 100 лет. Документы и свидетельства». Среди обнародованных документов — шифртелеграмма, направленная 2 июля 1941 года из Лондона в Москву выдающимся разведчиком, резидентом в Великобритании Анатолием Горским под оперативным псевдонимом «Вадим». Речь шла об указаниях, которое британское военное руководство намеревалось дать главе своей миссии в СССР Фрэнку Ноэлю Мейсону-Макфарлану. «После обсуждения сообщения миссии из Москвы было решено, что генерал Макфарлан должен быть информирован о настоящем положении (в) отношении удовлетворения русских требований на военное снабжение и о той линии, которой он должен придерживаться в ответах русским», — сообщал Горский. «В отношении поставки материалов генерал Макфарлан должен затягивать время, исходя из установки, что допуск в Россию через Архангельск скоро будет закрыт немцами. В отношении передачи информации он должен передавать только такие данные, которые уже имеются у немцев, как, например, о зажигательных бомбах. Информация о секретном радиооборудовании ночных истребителей может быть дана только в самых общих чертах», — добавлял резидент. Опубликованный СВР документ имеет отношение к конкретной тактической ситуации, когда союзники решали вопрос о наименее опасном пути поставок Советскому Союзу военных грузов. Были опасения, что немецкие флот и авиация смогут перекрыть маршрут из Исландии в Архангельск. В сложной ситуации у британцев были все основания не начинать поставки грузов до полной проработки вопроса о способах доставки. Из телеграммы Горского также следует, что в тот момент британцы опасались перехвата технической информации немцами и на какое-то время решили ее придержать. В конечном счете Великобритания и США наладили движение арктических конвоев; первый из них, известный под кодовым названием «Дервиш», отправился из Исландии 21 августа и 31 августа без потерь прибыл в Архангельск. Всего за 1941 год было проведено 7 конвоев, а за все время войны — 78. В 1941 году арктические конвои доставили в СССР в числе других стратегических грузов 484 британских истребителя Hurricane. О необходимости военной помощи СССР Уинстон Черчилль заявил уже 22 июня 1941 года: Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, — наши враги. Такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обратимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы. Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии. Не мне говорить о действиях Соединенных, Штатов, но я скажу, что если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это еще больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество от его тирании. Это укрепит, а не ослабит нашу решимость и наши возможности. Всего за время войны СССР получил от Великобритании в качестве помощи 4174 самолета (истребители Hawker Hurricane, а с 1943 года — более современные Supermarine Spitfire), 1084 тяжелых танка Mk II Matilda (первые — уже со вторым арктическим конвоем в октябре 1941 года), 3782 легких танка Mk I Valentine, 301 тяжелый танк Mk IV Churchill. 16 августа 1941 года Великобритания предоставила СССР кредит в £10 млн на покупку оружия; в дальнейшем сумма кредита выросла до £60 млн. По данным российского историка Михаила Супруна, Великобритания за годы войны поставила СССР военных грузов на общую сумму £420 млн (по тогдашнему курсу $1,963 млрд). Объемы поставок взрывчатых веществ и авиационного топлива из Великобритании и США были больше половины объема собственного советского производства. От союзников СССР получил больше половины использованного в его промышленности алюминия. Документ, относящийся к складывавшейся в начале июля 1941 года сложной ситуации, РИА пытается представить как свидетельство нежелания Великобритании оказывать военную помощь СССР, но это плохо сочетается с дальнейшей историей британо-советского военного сотрудничества, в том числе с героической историей арктических конвоев, доставлявших в советские порты военные грузы в крайне опасных условиях — только в результате атак немецкого подводного флота и авиации на конвой PQ-17 в августе 1942 года было потоплено 22 транспорта и 2 вспомогательных судна.