Аркадий Чернецкий: «Такой город, как Екатеринбург, должен развиваться комплексно» - «Новости России» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Аркадий Чернецкий: «Такой город, как Екатеринбург, должен развиваться комплексно» - «Новости России»

Аркадий Чернецкий: «Такой город, как Екатеринбург, должен развиваться комплексно» - «Новости России»
Новости России
09:20, 19 апрель 2023
290
0
За годы работы в мэрии Аркадий Чернецкий воспитал двух преемников — бывший первый вице-мэр Александр Якоб возглавлял администрацию в 2010-2018 гг., а бывший замглавы города Александр Высокинский работал главой Екатеринбурга в 2018-2020 гг. Фото: Константин Пудов


Сегодня развитие Екатеринбурга неразрывно связано с городами-спутниками. Тысячи жителей соседних территорий учатся и работают в уральской столице, а екатеринбуржцы с удовольствием выезжают на отдых за город. В этих условиях важно согласовывать планы развития городов и заниматься реализацией совместных проектов.



Идея Екатеринбургской агломерации витает много лет. В свое время Аркадий Чернецкий выступал за создание единого муниципалитета «Большой Екатеринбург», который объединил бы Екатеринбург с Березовским, Арамилем, Верхней Пышмой и Среднеуральском. Недавно проект стартовал, но в другой конфигурации — 14 муниципалитетов договорились о сотрудничестве для реализации совместных проектов.



Насколько, на ваш взгляд, будет эффективной эта работа, при условии сохранения территориями административной самостоятельности? 



— Я в этом вопросе максималист: если есть возможность получить большой эффект — зачем ограничиваться малым? Конечно, какой-то эффект от сотрудничества муниципалитетов будет. Но пока мне сложно его оценить, потому что межмуниципальные проекты находятся в стадии обсуждения.  



Кто-то говорит, что сегодняшние решения об агломерации — это первый шаг к дальнейшему объединению городов. Кто-то говорит, что это может произойти, но не раньше, чем будет создана нормальная нормативно-правовая база, которая будет четко регламентировать эти вопросы. Поэтому хорошо, что движение в сторону интеграции началось. Но эффект от этих шагов был бы выше, если бы в свое время была проявлена политическая воля к объединению в единый муниципалитет четырех соседних городов, которые фактически уже давно слились.  





Сейчас администрация города работает над проектом генплана до 2045 г., который будет увязываться с генпланами городов-спутников. Была ли у вас возможность ознакомиться с документом и как-то его оценить?



— Не считаю правильным комментировать содержание документа раньше времени. Во-первых, работа над ним еще идет и, в принципе, идет в правильном направлении. Во-вторых, действующий генплан будет актуален еще до 2025 г.



Многие жители изучали новый документ с надеждой увидеть там конкретику по строительству второй ветки метро. Вам в свое время удалось построить первую. Что мешает действующим руководителям Екатеринбурга продолжить эту работу?



— Конечно, критикам проще всего обвинять действующее руководство города и региона, что метро не строится. Нужно понимать простую вещь: метро — это огромный проект с точки зрения затрат, который невозможно начать и не закончить. Если строительство начнется и в какой-то момент финансирование прекратится, убытки будут генерироваться десятилетиями — потребуются большие деньги на содержание недостроя.


Для того чтобы закончить строительство, нужно видеть перспективу завершения проекта. А для этого должна работать федеральная программа — учитывая объем доходов и расходов городского и областного бюджета, самим нам с этой задачей не справиться. Сегодня программа развития метрополитена есть только у Москвы, которая обладает неограниченным ресурсом — они строят десятки станций в год. В регионах такого нет.


Другой возможный источник софинансирования — бизнес. Но чтобы убедить крупных инвесторов вложиться в такой проект, нужно понимать, на каких условиях будут привлекаться средства и каким образом эти вложения будут возвращены. То есть, опять же нужна государственная программа поддержки.



Конечно, местные власти зажаты этими обстоятельствами. Но кое-что они могут и должны сделать. Например, принять окончательную трассировку следующего этапа. Может быть, начать работу по проектированию, резервировать площадки. Потому что, если завтра федеральные власти запустят такую целевую программу, первыми финансирование получат те, у кого есть проект, и те, кто лучше других готов к его реализации.





Сейчас в качестве альтернативы метро начали расширять сеть городской электрички. Поможет ли это решить транспортные проблемы города?



— Идея развития городской электрички — не нова. Первую линию мы открыли еще в 2005 г., построив ее за полтора года, затем дотянули ее до аэропорта. Конечно, с проектом по ее расширению связываются определенные надежды на улучшение транспортного обслуживания. Тем более что есть микрорайоны города, которые пока не охвачены ни подземным, ни железнодорожным транспортом.



На мой взгляд, развитие наземного и железнодорожного транспорта можно рассматривать как одну из мер, но вряд ли это полностью решит существующий комплекс проблем, особенно в центральной части города.





В прошлом году в городе стартовали первые проекты комплексного развития территорий жилых и нежилых зон. Насколько успешно этот механизм реализуется у нас по сравнению с другими городами?



— Механизм уже используется. Город и область активно откликнулись на эту возможность. Количество площадок, которые подобраны для реализации проектов КРТ в Екатеринбурге, больше, чем в других мегаполисах.  Проект на одной из площадок — на Эльмаше — уже стартовал: люди получат новое жилье, а застройщик готовит территорию для дальнейшего строительства.



Когда мы разрабатывали и принимали закон о КРТ в Совете Федерации, возлагали на него большие надежды. Рассчитывали, что он поможет застроить современным жильем неэффективно используемые площадки. Сейчас, когда началась реализация проектов, мы видим, что есть некоторые узкие места и закон необходимо доработать.



Насколько серьезные доработки требуются? И могут ли регионы как-то повлиять на этот процесс?



— Я бы не сказал, что вопросы, которые сегодня возникают у специалистов, носят критический характер. На мой взгляд, требуются небольшие правки.



У регионов есть возможность внести свой вклад в доработку федерального закона: депутаты могут проследить за ходом реализации проектов в территориях, проанализировать ситуацию, сформулировать свои предложения и передать на федеральный уровень, например, через коллег по «депутатской вертикали» (проект «Единой России», который объединяет депутатов от партии на муниципальном, региональном и федеральном уровне. — Прим. ДК). Некоторые наработки в Законодательном собрании по закону о КРТ есть, пока мы их аккумулируем. 



Площадки КРТ, по которым уже прошли аукционы, расположены в северной части города. Какие еще территории, на ваш взгляд, необходимо включать в программу?



— В разных районах города есть большое количество промышленных площадок, которые используются неэффективно. К ним прилегают территории старой ветхой застройки. Конечно, на такие участки стоит обратить внимание в первую очередь.


Но, на мой взгляд, нельзя отдавать все площадки на периферии под жилую застройку. Есть опасения, что таким образом мы можем потерять перспективные места для создания новых рабочих мест. Площадки на периферии, которые обладают необходимыми инженерными коммуникациями и транспортными объектами, должны в первую очередь рассматриваться как места размещения производственных мощностей.


Екатеринбург обладает большим потенциалом с точки зрения развития высокотехнологичного промышленного производства, и его ни в коем случае нельзя терять.


Одним из крупнейших проектов в преддверии 300-летия Екатеринбурга стало развитие Новокольцовского района. Там построили объекты, которые будут использоваться для проведения Международного фестиваля студенческого спорта. После окончания масштабного мероприятия частично их передадут Уральскому федеральному университету для формирования кампуса.



Сегодня региональные власти работают над тем, чтобы превратить Екатеринбург в студенческую столицу России. Как вы относитесь к этой инициативе?



— В Екатеринбург за качественным образованием приезжает большое количество талантливых ребят из других регионов. Поэтому фактически город уже стал одной из студенческих столиц России. Если говорить о создании комфортных условий для учебы и отдыха — это хорошая и нужная инициатива.



Сегодня наши предприятия заинтересованы в том, чтобы талантливые выпускники вузов оставались в регионе, потому что их потребность в специалистах очень высока. Приведу два примера. Недавно я был в новых офисах Альфа-Банка и СКБ Контур. Обе компании каждый год принимают на работу сотни IT-специалистов. При этом они ведут поиск талантливых ребят еще на школьной скамье, помогают им развивать профессиональные навыки, затем участвуют в их обучении в вузе и, наконец, приводят к себе в компанию. Создают блестящие условия для работы и отдыха. Насколько я знаю, не менее интересные офисные пространства и условия созданы в Сбербанке, Сима-Ленде и многих других наших фирмах. Наши предприятия понимают: чтобы удержать молодых людей в регионе, необходимо создавать условия для их самореализации.



Аркадий Чернецкий часто встречается со студентами ведущих вузов города и отвечает на их вопросы о развитии города. Фото: Константин Пудов


Какие сферы экономики вы сегодня можете назвать драйверами развития Екатеринбурга?



— Как я уже говорил, у нас идет достаточно равномерное развитие практически всех сфер. Но если сравнивать с другими городами, Екатеринбург выделяется своим мощным строительным комплексом и активно растущим в последние годы финансовым сектором, логистикой, IT, производственным бизнесом.



Строительный комплекс сохранил все компоненты, которые необходимы для реализации самых интересных и крупных проектов — от зарождения идеи, архитектуры и проектирования до строительства и отделки. Хорошо стимулирует конкурентная среда, сложившаяся в городе, которая подталкивает компании, работающие в этой сфере, к самосовершенствованию. Происходят гонки за лидером: все время кто-то вырывается вперед, вынося на рынок новые интересные предложения.



Каким вы видите город через 10 лет?



— Загляните в стратегический план развития города — там многие вещи прописаны. Хорошо, что мы уже 20 лет опираемся на основной организующий документ, где обозначено, к чему мы должны прийти и что для этого нужно сделать.



Если говорить о развитии городской среды, то в Екатеринбурге есть традиционные проблемы компактного города. В частности, перегружены многие транспортные артерии, и их необходимо разгружать. Хотелось бы, чтобы работа в этом направлении была более активной.


Если говорить об экономике, я думаю, в ближайшие годы должен будет развиваться малый производственный бизнес. К поддержке этого сектора должны привлекаться и власть, и крупные предприятия.


Наиболее оптимальная форма его поддержки — создание технопарков, когда крупное производственное предприятие формирует вокруг себя пул небольших производителей: сначала они выполняют задачи своего «папы» на условиях аутсортинга, накапливают опыт, оттачивают производственные процессы, а потом приобретают самостоятельность и осваивают новую номенклатуру. Это успешная мировая практика.



К 275-летию Екатеринбурга вы заложили традицию не просто праздновать юбилейную дату, а реализовывать проекты, которые станут подарком для горожан. Какие подарки к 300-летию вы считаете наиболее значимыми?



— Учитывая, что до юбилея города осталось несколько месяцев, рассуждать в гипотетическом ключе поздно. Планировать подготовку к 300-летию мы в городе и области начали еще в 2015 г. Справедливости ради отмечу, что не все, на что мы хотели обратить внимание тогда, удалось реализовать. Зато появились новые возможности.



Главный подарок, который получил город, — формирование уникальной спортивной инфраструктуры. Такого набора спортивных сооружений высочайшего класса, которыми сегодня располагает Екатеринбург, практически ни у кого нет. Мы не уступаем даже Казани и Красноярску, несмотря на то, что там проводились мощные соревнования мирового уровня. Часть объектов мы подготовили к чемпионату мира по футболу, еще часть появилась в новом микрорайоне Новокольцовский в преддверии Международного фестиваля студенческого спорта. В следующем году завершится строительство уникальной ледовой арены в центре города.



Должен сказать, что мы серьезно продвинулись в вопросах благоустройства. Объем средств, который в последние годы выделялся на формирование комфортной городской среды по федеральным программам, существенно выше, чем это было пять-десять лет назад. Благодаря этому удалось частично реконструировать набережную Исети, городские парки.


И главное, что меня радует, — преемственность и планомерная пошаговая реализации значимых для города и горожан проектов. Стратегический план работает, традиции и начатые программы продолжаются.


К сожалению, во многих территориях политическая практика такова, что новый руководитель, заступая на пост, забрасывает то, что делали его предшественники. Уже практически 12 лет я не работаю в администрации Екатеринбурга. Новые руководители города понимают, что основа его благополучия заключается в системном планомерном поступательном развитии, и работают в этом ключе. В этом смысле преемственность в действиях власти заслуживает всяческого уважения, и я благодарен своим коллегам — руководителям города за их ответственную последовательную работу по развитию родного Екатеринбурга.





Ранее в проекте: Реформаторы и взяточники, купцы и меценаты: кто 300 лет управлял Екатеринбургом


За годы работы в мэрии Аркадий Чернецкий воспитал двух преемников — бывший первый вице-мэр Александр Якоб возглавлял администрацию в 2010-2018 гг., а бывший замглавы города Александр Высокинский работал главой Екатеринбурга в 2018-2020 гг. Фото: Константин Пудов Сегодня развитие Екатеринбурга неразрывно связано с городами-спутниками. Тысячи жителей соседних территорий учатся и работают в уральской столице, а екатеринбуржцы с удовольствием выезжают на отдых за город. В этих условиях важно согласовывать планы развития городов и заниматься реализацией совместных проектов. Идея Екатеринбургской агломерации витает много лет. В свое время Аркадий Чернецкий выступал за создание единого муниципалитета «Большой Екатеринбург», который объединил бы Екатеринбург с Березовским, Арамилем, Верхней Пышмой и Среднеуральском. Недавно проект стартовал, но в другой конфигурации — 14 муниципалитетов договорились о сотрудничестве для реализации совместных проектов. Насколько, на ваш взгляд, будет эффективной эта работа, при условии сохранения территориями административной самостоятельности? — Я в этом вопросе максималист: если есть возможность получить большой эффект — зачем ограничиваться малым? Конечно, какой-то эффект от сотрудничества муниципалитетов будет. Но пока мне сложно его оценить, потому что межмуниципальные проекты находятся в стадии обсуждения. Кто-то говорит, что сегодняшние решения об агломерации — это первый шаг к дальнейшему объединению городов. Кто-то говорит, что это может произойти, но не раньше, чем будет создана нормальная нормативно-правовая база, которая будет четко регламентировать эти вопросы. Поэтому хорошо, что движение в сторону интеграции началось. Но эффект от этих шагов был бы выше, если бы в свое время была проявлена политическая воля к объединению в единый муниципалитет четырех соседних городов, которые фактически уже давно слились. Сейчас администрация города работает над проектом генплана до 2045 г., который будет увязываться с генпланами городов-спутников. Была ли у вас возможность ознакомиться с документом и как-то его оценить? — Не считаю правильным комментировать содержание документа раньше времени. Во-первых, работа над ним еще идет и, в принципе, идет в правильном направлении. Во-вторых, действующий генплан будет актуален еще до 2025 г. Многие жители изучали новый документ с надеждой увидеть там конкретику по строительству второй ветки метро. Вам в свое время удалось построить первую. Что мешает действующим руководителям Екатеринбурга продолжить эту работу? — Конечно, критикам проще всего обвинять действующее руководство города и региона, что метро не строится. Нужно понимать простую вещь: метро — это огромный проект с точки зрения затрат, который невозможно начать и не закончить. Если строительство начнется и в какой-то момент финансирование прекратится, убытки будут генерироваться десятилетиями — потребуются большие деньги на содержание недостроя. Для того чтобы закончить строительство, нужно видеть перспективу завершения проекта. А для этого должна работать федеральная программа — учитывая объем доходов и расходов городского и областного бюджета, самим нам с этой задачей не справиться. Сегодня программа развития метрополитена есть только у Москвы, которая обладает неограниченным ресурсом — они строят десятки станций в год. В регионах такого нет. Другой возможный источник софинансирования — бизнес. Но чтобы убедить крупных инвесторов вложиться в такой проект, нужно понимать, на каких условиях будут привлекаться средства и каким образом эти вложения будут возвращены. То есть, опять же нужна государственная программа поддержки. Конечно, местные власти зажаты этими обстоятельствами. Но кое-что они могут и должны сделать. Например, принять окончательную трассировку следующего этапа. Может быть, начать работу по проектированию, резервировать площадки. Потому что, если завтра федеральные власти запустят такую целевую программу, первыми финансирование получат те, у кого есть проект, и те, кто лучше других готов к его реализации. Сейчас в качестве альтернативы метро начали расширять сеть городской электрички. Поможет ли это решить транспортные проблемы города? — Идея развития городской электрички — не нова. Первую линию мы открыли еще в 2005 г., построив ее за полтора года, затем дотянули ее до аэропорта. Конечно, с проектом по ее расширению связываются определенные надежды на улучшение транспортного обслуживания. Тем более что есть микрорайоны города, которые пока не охвачены ни подземным, ни железнодорожным транспортом. На мой взгляд, развитие наземного и железнодорожного транспорта можно рассматривать как одну из мер, но вряд ли это полностью решит существующий комплекс проблем, особенно в центральной части города. В прошлом году в городе стартовали первые проекты комплексного развития территорий жилых и нежилых зон. Насколько успешно этот механизм реализуется у нас по сравнению с другими городами? — Механизм уже используется. Город и область активно откликнулись на эту возможность. Количество площадок, которые подобраны для реализации проектов КРТ в Екатеринбурге, больше, чем в других мегаполисах. Проект на одной из площадок — на Эльмаше — уже стартовал: люди получат новое жилье, а застройщик готовит территорию для дальнейшего строительства. Когда мы разрабатывали и принимали закон о КРТ в Совете Федерации, возлагали на него большие надежды. Рассчитывали, что он поможет застроить современным жильем неэффективно используемые площадки. Сейчас, когда началась реализация проектов, мы видим, что есть некоторые узкие места и закон необходимо доработать. Насколько серьезные доработки требуются? И могут ли регионы как-то повлиять на этот процесс? — Я бы не сказал, что вопросы, которые сегодня возникают у специалистов, носят критический характер. На мой взгляд, требуются небольшие правки. У регионов есть возможность внести свой вклад в доработку федерального закона: депутаты могут проследить за ходом реализации проектов в территориях, проанализировать ситуацию, сформулировать свои предложения и передать на федеральный уровень, например, через коллег по «депутатской вертикали» (проект «Единой России», который объединяет депутатов от партии на муниципальном, региональном и федеральном уровне. — Прим. ДК). Некоторые наработки в Законодательном собрании по закону о КРТ есть, пока мы их аккумулируем. Площадки КРТ, по которым уже прошли аукционы, расположены в северной части города. Какие еще территории, на ваш взгляд, необходимо включать в программу? — В разных районах города есть большое количество промышленных площадок, которые используются неэффективно. К ним прилегают территории старой ветхой застройки. Конечно, на такие участки стоит обратить внимание в первую очередь. Но, на мой взгляд, нельзя отдавать все площадки на периферии под жилую застройку. Есть опасения, что таким образом мы можем потерять перспективные места для создания новых рабочих мест. Площадки на периферии, которые обладают необходимыми инженерными коммуникациями и транспортными объектами, должны в первую очередь рассматриваться как места размещения производственных мощностей. Екатеринбург обладает большим потенциалом с точки зрения развития высокотехнологичного промышленного производства, и его ни в коем случае нельзя терять. Одним из крупнейших проектов в преддверии 300-летия Екатеринбурга стало развитие Новокольцовского района. Там построили объекты, которые будут использоваться для проведения Международного фестиваля студенческого спорта. После окончания масштабного мероприятия частично их передадут Уральскому федеральному университету для формирования кампуса. Сегодня региональные власти работают над тем, чтобы превратить Екатеринбург в студенческую столицу России. Как вы относитесь к этой инициативе? — В Екатеринбург за качественным образованием приезжает большое количество талантливых ребят из других регионов. Поэтому фактически город уже стал одной из студенческих столиц России. Если говорить о создании комфортных условий для учебы и отдыха — это хорошая и нужная инициатива. Сегодня наши предприятия заинтересованы в том, чтобы талантливые выпускники вузов оставались в регионе, потому что их потребность в специалистах очень высока. Приведу два примера. Недавно я был в новых офисах Альфа-Банка и СКБ Контур. Обе компании каждый год принимают на работу сотни IT-специалистов. При этом они ведут поиск талантливых ребят еще на школьной скамье, помогают им развивать профессиональные навыки, затем участвуют в их обучении в вузе и, наконец, приводят к себе в компанию. Создают блестящие условия для работы и отдыха. Насколько я знаю, не менее интересные офисные пространства и условия созданы в Сбербанке, Сима-Ленде и многих других наших фирмах. Наши предприятия понимают: чтобы удержать молодых людей в регионе, необходимо создавать условия для их самореализации. Аркадий Чернецкий часто встречается со студентами ведущих вузов города и отвечает на их вопросы о развитии города. Фото: Константин Пудов Какие сферы экономики вы сегодня можете назвать драйверами развития Екатеринбурга? — Как я уже говорил, у нас идет достаточно равномерное развитие практически всех сфер. Но если сравнивать с другими городами, Екатеринбург выделяется своим мощным строительным комплексом и активно растущим в последние годы финансовым сектором, логистикой, IT, производственным бизнесом. Строительный комплекс сохранил все компоненты, которые необходимы для реализации самых интересных и крупных проектов — от зарождения идеи, архитектуры и проектирования до строительства и отделки. Хорошо стимулирует конкурентная среда, сложившаяся в городе, которая подталкивает компании, работающие в этой сфере, к самосовершенствованию. Происходят гонки за лидером: все время кто-то вырывается вперед, вынося на рынок новые интересные предложения. Каким вы видите город через 10 лет? — Загляните в стратегический план развития города — там многие вещи прописаны. Хорошо, что мы уже 20 лет опираемся на основной организующий документ, где обозначено, к чему мы должны прийти и что для


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика