Все уровни власти и еще 1300 км по хребту. Новый этап жизни Большой уральской тропы - «Новости России» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Все уровни власти и еще 1300 км по хребту. Новый этап жизни Большой уральской тропы - «Новости России»

Все уровни власти и еще 1300 км по хребту. Новый этап жизни Большой уральской тропы - «Новости России»
Новости России
09:20, 20 март 2023
322
0
Все уровни власти и еще 1300 км по хребту. Новый этап жизни Большой уральской тропы - «Новости России»


— Да, в прошлом году мы придумали проект, в мае решили его оформить на базе Веселых гор Висимского заповедника — обкатать схему работы с волонтерами, партнерами, властями, ООПТ, НКО и так далее.



За прошлый летний сезон мы прошли 52 км тропы — разведали, прочистили, промаркировали, установили столбы навигации, договорились с партнерами о продолжении сотрудничества.



Зимой уже тестировали тропу с точки зрения всесезонности. К июню обновится статистика по посещаемости. Она покажет, насколько реализация такого проекта увеличивает турпоток в Веселых горах. Сейчас мы начинаем транслировать опыт, полученный в данной локации, на другие отрезки БУТ.



БУТ проходит по территории Большого Урала через Пермский край, Свердловскую, Челябинскую области и республику Башкортостан. Ее длина 1800 км. Мы позиционируем ее как самую протяженную горную тропу в России, проходит БУТ по хребту уральских гор, по границе Европы и Азии, по водоразделу рек.



В этом году мы договорились и начинаем тесно сотрудничать с партнерами и властями в Челябинской области. Трек здесь составляет 600 км. Постараемся в этом году пройти его весь, параллельно закончив маркировку тропы в Свердловской области. То есть эти отрезки будут пройдены, проверены, записаны в электронном виде в формате GPX и промаркированы метками на деревьях.



Почему на деревьях?



— Потому что столбы навигации — сложная тема: мы можем ставить их только при наличии лояльного партнера или собственника территории. В этом плане наш кейс в Веселых горах, можно сказать, идеален, потому что там был лояльный партнер — администрация Висимского заповедника. Дальше у нас таких условий не будет.





Когда мы ездили в Веселые горы в прошлом году, активисты БУТ рассказали про сложности с точками входа на тропу: в период дождей к ней можно подъехать только на внедорожнике или спецтехнике. Что-то удалось с этим сделать?



— Стоит отметить, что Висим вообще не планировался изначально как место для туристов. Наоборот, по задумке, это кусок заповедной тайги, огороженной и защищенной от людей. Но времена меняются. Люди туда ходили всегда и сейчас ходят. Администрация заповедника приняла решение упорядочить эти потоки, сделать заповедник удобным и безопасным. Но вопрос с дорогой, конечно, очень важный, и пока он остается открытым.



Основная точка входа в Веселые горы — Карпушиха. Это населенный пункт недалеко от Кировграда. С него на БУТ ведёт два маршрута — первый до Веселых гор 12 км, другой – 14 км до наивысшей точки Среднего Урала горы Старик-Камень. Это красный и желтый маршруты, которые мы промаркировали. Сейчас люди используют их для однодневных походов.



В этом году планируется промаркировать основной оранжевый трек от горы Белой через Веселые горы до Верхнего Тагила. Пройти его можно будет с одной ночевкой.


Массовая аудитория туристских троп — это люди на автомобилях. Сюда, кстати, можно добраться и на комфортном электропоезде — погулять и уехать обратно. Мы прекрасно понимаем, что основная масса будет путешествовать именно таким образом, тех, кто решит пройти по всей тропе, будут единицы.




Я так понимаю, что основной маршрут и радиальные выходы с тропы различаются по цвету маркировки?



— Да, пока мы приняли по умолчанию, что основной трек Большой уральской тропы будет промаркирован оранжевым, а радиальные выходы — красным, желтым, фиолетовым и так далее. Мы используем флуоресцентные краски, чтобы указатели было видно издалека.



В этом году ты писал в соцсетях, что необходимо объехать все муниципалитеты, по которым проходит БУТ, переговорить с местными администрациями, и уже успел где-то побывать. К каким выводам ты пришел, что дали эти поездки для проекта?



— Маркировка БУТ предполагает финансовые затраты — волонтеров надо возить, кормить, краску покупать, трафареты заказывать и так далее… Пару раз мы пробовали взять гранты на это, а также на исследование и цифровизацию экологических треков и маршрутов, но у нас не получилось. Тогда мы стали искать альтернативу.



Когда в этом году мы начали информировать администрации муниципалитетов о том, что по их территории проходит наш трек, в ходе общения выяснилось, что у них есть инструменты для развития туризма и туристской инфраструктуры, но они их не используют. Иногда не хотят, иногда не понимают, что такое туризм и зачем он нужен, иногда не до этого — нужно чистить снег, переселять жильцов аварийного фонда, менять трубы…


Только три-четыре муниципалитета получают софинансирование и субсидии на строительство информационно-туристских центров, установку знаков туристской навигации и так далее. А БУТ проходит через 15 муниципалитетов.




Вячеслав Пестриков c главой Кировградского городского округа Александром Оськиным и директором Висимского заповедника Михаилом Федоровым (слева направо)



Местные власти иногда даже не знают, что есть субсидии, на которые можно построить туристско-информационный центр. Не знают, что, подав заявку, поучаствовав в конкурсе на региональную субсидию, можно развивать экологический туризм, агротуризм, строить детские маршруты — вариантов масса.


А нам сам бог велел развивать здесь туризм. Для этого есть все — и экологические тропы, и духовные центры, и исторические памятники, включая уникальные промышленные объекты, каких нет больше нигде в мире, и много чего еще.


Мы выяснили, что в муниципалитетах туризмом заниматься некому. В Ревде мы начали работу, и они уже заявились на субсидию по знакам туристской навигации. Так что следующие знаки навигации на БУТ появятся именно в Ревдинском городском округе — в Мариинске.



Фишка в том, что часто мы как исследователи более компетентны в сфере туризма и его потенциала, чем местные чиновники, которые сидят на этой территории. Но они и не обязаны быть компетентными во всем. Эту тему вообще надо отдавать на аутсорсинг.



Мы, когда создавали Лабораторию внутреннего туризма, так и назвали ее — «лаборатория», потому что собираемся заниматься исследованиями и разработками, создавать новые продукты, стратегии, концепции, заниматься проведением мероприятий, фестивалей. И мы готовы оказывать эти услуги.



А как выстраиваются отношения с областными и федеральными властями? БУТ проходит через четыре региона, чувствуется разница подходов?



— Да, где-то процесс идет быстрее за счет живого общения и личной заинтересованности. Где-то мне говорят: пишите письма. Я сначала писал, потом перестал, потому что мне кажется, что это бесполезно.



Федеральные чиновники, которые работают в Минприроды и Минэкономики очень далеко от Урала. Чтобы начать с ними конструктивный диалог, приходится сначала объяснять, что это за территория, где она, что там расположено. Думаю, что для людей, которые живут по ту сторону наших гор, в большинстве своем Урал «Terra Incognita». И чтобы привлечь эту аудиторию, нам придется рассказать им про него.





Ты не ассоциируешь себя с человеком, который воюет с мельницами?



— Нет, хотя я думал об этом… Но это не мой типаж. Я более прагматичный.



Что для тебя является стимулом, где ты черпаешь энергию?



— Наше мышление со временем неизбежно меняется. Когда-то я был просто туристом, порядочным, чистоплотным, но по отношению к природе я был просто потребителем. Однажды мне и моим коллегам по увлечению захотелось созидать. К этому подтолкнул хаос, который мы видели вокруг себя, и отсутствие качественного туристского сервиса.



На Алтае за очень дорого тебе продадут сарай из говна и палок, и ты будешь вынужден там жить, потому что вариантов нет. А потом ты поедешь на Ликийскую тропу в Турцию… И со временем неизбежно поймешь, что сделать качественно и хорошо — это не очень сложно.



Мы пришли к тому, что надо развиваться сейчас и здесь. Надоело просто сравнивать и приводить примеры, как у них и как у нас. Зачем, если можно взять и сделать? Отсюда и энергия. И это распространяется не только на меня, нас таких много.





У нас в рабочем чате 70 человек — бизнесмены, юристы, пиарщики, айтишники, журналисты и ты, кстати, тоже. На данный момент у нас сформировался пул из ста волонтеров. Наша электронная почта забита письмами на тему «мы хотим присоединиться к проекту, поучаствовать в исследованиях, размечать тропу, возить волонтеров».



Тренд с волонтерами также показывает, что культура развивается, отношение к природе и к туризму меняется. Это воодушевляет. К тому же общество в целом стало намного более технологичным. Сейчас у людей есть много всего, чтобы на природе можно было жить с комфортом — легкие удобные палатки, спальники, горелки.



В прошлом году активисты БУТ сотрудничали с крупным бизнесом, насколько я помню…



— Мы обращались в крупные организации — благотворительный фонд «Синара», в фонд Потанина, Ростуризма. Да, Синара и ТМК собрали команды волонтеров из своих сотрудников и возили их в Веселые горы проходить и исследовать отрезок БУТ. В этом году каждое предприятие возьмет по кусочку тропы, закрепит его за собой и будет проходить его ежегодно. Волонтеры от фонда Потанина помогли расширить инфраструктуру эколого-туристического комплекса «Веселые горы», а волонтеры Росстуризма провели разведку трека в Ревдинском районе до горы Шунут.





Это качественный туризм, потому что волонтеры — те же туристы, но которые просто хотят созидать. Это как раз к теме нового мышления людей, новых веяний эпохи.  Мне нравится, что есть такой тренд. Это ведь еще и классная командообразующая штука.



Каким ты видишь будущее тропы как это все заработает, за счет чего?



— Мы будем рассказывать про тропу и продвигать ее, чтобы туда пошел трафик. Как только пойдет трафик, начнет приходить малый и средний бизнес, который будет создавать комфортные условия для проживания, питания, времяпровождения на тропе.



Пока что бизнес ждет. Вообще это вопрос из разряда, что «первее» — курица или яйцо. Мы будем показывать своим примером, что по этой тропе можно ходить, будем рассказывать про точки притяжения. Люди начнут ходить, зайдет бизнес, бизнес будет платить налоги, у муниципалитетов появятся средства — начнут развиваться муниципалитеты — всем будет хорошо.


Наша задача сделать Урал привлекательным для всех туристов в России. Бизнесу этот проект даст возможность получать качественного платежеспособного туриста, туристам — путешествовать с комфортом.


Наравне с волонтерами на нас выходят люди, имеющие тот или иной бизнес в местах прохождения трека БУТ. Это всякие туристические базы, ГЛК, этнодеревни, музеи, даже есть один арт-кластер — Черноисточинский. Мы максимально наполняем трек, в принципе, он может проходить через точки, про которые мы пока не знаем. Нам интереснее провести трек через места, где есть качественный сервис, чем по глухой тайге через болото.



Подробнее: «Люди с палатками денег нам не принесут». Как туристические тропы на Урале выросли до КРТ. 



А помнишь такой интересный спор нужны ли на этой тропе массовые туристы, ведь они будут мусорить, может получиться не экотуризм, а экотерроризм.



— Люди и сейчас ходят в горы, сплавляются по рекам и жгут костры, где захотят. Сегодня туристические потоки хаотичны. Но если появится организованный безопасный трек, люди пойдут по нему. Конечно, всегда будут те, кто ходит напрямик и напролом, но в массе своей люди любят, когда им удобно и комфортно. То есть БУТ — это систематизация и структуризация туристических потоков.



В Висимском заповеднике трафик около пяти тысяч туристов в год, раньше они бродили хаотично, теперь идут по тропе, вдоль которой стоят знаки, указатели и рекреационная нагрузка на заповедник сформировалась в рамках одного трека, а на окрестные леса и водоемы снизилась.





Если кто-то был на Аракульском шихане, то видел, что он истоптан вдоль и поперек. Люди ходят, где хотят, а надо, чтобы они шли системно. Кто-то умудряется там заблудиться, потому что нет ни указателей, ни связи.



Какие ближайшие мероприятия запланированы?



— С наступлением весны на часть тропы, что находится в лесу, не попасть — зимники падают. Поэтому каждые выходные мы едем в точки притяжения на тропе или в населенные пункты, которые находятся вдоль нее. Смотрим, какая там есть туристская инфраструктура.



В марте мы презентовали трек в Москве на туристической выставке, хотим рассказать о проекте главам муниципалитетов в Челябинской области, аналогичная встреча должна пройти в Свердловской области.



Сейчас создаем план-график волонтерских разведок в Свердловской и Челябинской области на сезон май-октябрь 2023 г. Будем ходить не только по выходным, но и в будни тоже. Поэтому больше сможем сделать.



Стоит отметить, что пиар проекта идет впереди самого проекта, но иначе никак. Он работает, потому что мы целенаправленно занимаемся его продвижением. Большая уральская тропа — это проект, у которого есть все шансы стать осью экологического, природного, исторического, промышленного туризма. Мы стараемся, чтобы люди и власть это поняли. Мы стремимся к созданию единого продукта, который станет объединяющим звеном для других туристических проектов и бизнесов.



Читайте также на DK.RU: На Урале проектируют ландшафтно-руинированный парк из 27 исторических объектов.


— Да, в прошлом году мы придумали проект, в мае решили его оформить на базе Веселых гор Висимского заповедника — обкатать схему работы с волонтерами, партнерами, властями, ООПТ, НКО и так далее. За прошлый летний сезон мы прошли 52 км тропы — разведали, прочистили, промаркировали, установили столбы навигации, договорились с партнерами о продолжении сотрудничества. Зимой уже тестировали тропу с точки зрения всесезонности. К июню обновится статистика по посещаемости. Она покажет, насколько реализация такого проекта увеличивает турпоток в Веселых горах. Сейчас мы начинаем транслировать опыт, полученный в данной локации, на другие отрезки БУТ. БУТ проходит по территории Большого Урала через Пермский край, Свердловскую, Челябинскую области и республику Башкортостан. Ее длина 1800 км. Мы позиционируем ее как самую протяженную горную тропу в России, проходит БУТ по хребту уральских гор, по границе Европы и Азии, по водоразделу рек. В этом году мы договорились и начинаем тесно сотрудничать с партнерами и властями в Челябинской области. Трек здесь составляет 600 км. Постараемся в этом году пройти его весь, параллельно закончив маркировку тропы в Свердловской области. То есть эти отрезки будут пройдены, проверены, записаны в электронном виде в формате GPX и промаркированы метками на деревьях. Почему на деревьях? — Потому что столбы навигации — сложная тема: мы можем ставить их только при наличии лояльного партнера или собственника территории. В этом плане наш кейс в Веселых горах, можно сказать, идеален, потому что там был лояльный партнер — администрация Висимского заповедника. Дальше у нас таких условий не будет. Когда мы ездили в Веселые горы в прошлом году, активисты БУТ рассказали про сложности с точками входа на тропу: в период дождей к ней можно подъехать только на внедорожнике или спецтехнике. Что-то удалось с этим сделать? — Стоит отметить, что Висим вообще не планировался изначально как место для туристов. Наоборот, по задумке, это кусок заповедной тайги, огороженной и защищенной от людей. Но времена меняются. Люди туда ходили всегда и сейчас ходят. Администрация заповедника приняла решение упорядочить эти потоки, сделать заповедник удобным и безопасным. Но вопрос с дорогой, конечно, очень важный, и пока он остается открытым. Основная точка входа в Веселые горы — Карпушиха. Это населенный пункт недалеко от Кировграда. С него на БУТ ведёт два маршрута — первый до Веселых гор 12 км, другой – 14 км до наивысшей точки Среднего Урала горы Старик-Камень. Это красный и желтый маршруты, которые мы промаркировали. Сейчас люди используют их для однодневных походов. В этом году планируется промаркировать основной оранжевый трек от горы Белой через Веселые горы до Верхнего Тагила. Пройти его можно будет с одной ночевкой. Массовая аудитория туристских троп — это люди на автомобилях. Сюда, кстати, можно добраться и на комфортном электропоезде — погулять и уехать обратно. Мы прекрасно понимаем, что основная масса будет путешествовать именно таким образом, тех, кто решит пройти по всей тропе, будут единицы. Я так понимаю, что основной маршрут и радиальные выходы с тропы различаются по цвету маркировки? — Да, пока мы приняли по умолчанию, что основной трек Большой уральской тропы будет промаркирован оранжевым, а радиальные выходы — красным, желтым, фиолетовым и так далее. Мы используем флуоресцентные краски, чтобы указатели было видно издалека. В этом году ты писал в соцсетях, что необходимо объехать все муниципалитеты, по которым проходит БУТ, переговорить с местными администрациями, и уже успел где-то побывать. К каким выводам ты пришел, что дали эти поездки для проекта? — Маркировка БУТ предполагает финансовые затраты — волонтеров надо возить, кормить, краску покупать, трафареты заказывать и так далее… Пару раз мы пробовали взять гранты на это, а также на исследование и цифровизацию экологических треков и маршрутов, но у нас не получилось. Тогда мы стали искать альтернативу. Когда в этом году мы начали информировать администрации муниципалитетов о том, что по их территории проходит наш трек, в ходе общения выяснилось, что у них есть инструменты для развития туризма и туристской инфраструктуры, но они их не используют. Иногда не хотят, иногда не понимают, что такое туризм и зачем он нужен, иногда не до этого — нужно чистить снег, переселять жильцов аварийного фонда, менять трубы… Только три-четыре муниципалитета получают софинансирование и субсидии на строительство информационно-туристских центров, установку знаков туристской навигации и так далее. А БУТ проходит через 15 муниципалитетов. Вячеслав Пестриков c главой Кировградского городского округа Александром Оськиным и директором Висимского заповедника Михаилом Федоровым (слева направо) Местные власти иногда даже не знают, что есть субсидии, на которые можно построить туристско-информационный центр. Не знают, что, подав заявку, поучаствовав в конкурсе на региональную субсидию, можно развивать экологический туризм, агротуризм, строить детские маршруты — вариантов масса. А нам сам бог велел развивать здесь туризм. Для этого есть все — и экологические тропы, и духовные центры, и исторические памятники, включая уникальные промышленные объекты, каких нет больше нигде в мире, и много чего еще. Мы выяснили, что в муниципалитетах туризмом заниматься некому. В Ревде мы начали работу, и они уже заявились на субсидию по знакам туристской навигации. Так что следующие знаки навигации на БУТ появятся именно в Ревдинском городском округе — в Мариинске. Фишка в том, что часто мы как исследователи более компетентны в сфере туризма и его потенциала, чем местные чиновники, которые сидят на этой территории. Но они и не обязаны быть компетентными во всем. Эту тему вообще надо отдавать на аутсорсинг. Мы, когда создавали Лабораторию внутреннего туризма, так и назвали ее — «лаборатория», потому что собираемся заниматься исследованиями и разработками, создавать новые продукты, стратегии, концепции, заниматься проведением мероприятий, фестивалей. И мы готовы оказывать эти услуги. А как выстраиваются отношения с областными и федеральными властями? БУТ проходит через четыре региона, чувствуется разница подходов? — Да, где-то процесс идет быстрее за счет живого общения и личной заинтересованности. Где-то мне говорят: пишите письма. Я сначала писал, потом перестал, потому что мне кажется, что это бесполезно. Федеральные чиновники, которые работают в Минприроды и Минэкономики очень далеко от Урала. Чтобы начать с ними конструктивный диалог, приходится сначала объяснять, что это за территория, где она, что там расположено. Думаю, что для людей, которые живут по ту сторону наших гор, в большинстве своем Урал «Terra Incognita». И чтобы привлечь эту аудиторию, нам придется рассказать им про него. Ты не ассоциируешь себя с человеком, который воюет с мельницами? — Нет, хотя я думал об этом… Но это не мой типаж. Я более прагматичный. Что для тебя является стимулом, где ты черпаешь энергию? — Наше мышление со временем неизбежно меняется. Когда-то я был просто туристом, порядочным, чистоплотным, но по отношению к природе я был просто потребителем. Однажды мне и моим коллегам по увлечению захотелось созидать. К этому подтолкнул хаос, который мы видели вокруг себя, и отсутствие качественного туристского сервиса. На Алтае за очень дорого тебе продадут сарай из говна и палок, и ты будешь вынужден там жить, потому что вариантов нет. А потом ты поедешь на Ликийскую тропу в Турцию… И со временем неизбежно поймешь, что сделать качественно и хорошо — это не очень сложно. Мы пришли к тому, что надо развиваться сейчас и здесь. Надоело просто сравнивать и приводить примеры, как у них и как у нас. Зачем, если можно взять и сделать? Отсюда и энергия. И это распространяется не только на меня, нас таких много. У нас в рабочем чате 70 человек — бизнесмены, юристы, пиарщики, айтишники, журналисты и ты, кстати, тоже. На данный момент у нас сформировался пул из ста волонтеров. Наша электронная почта забита письмами на тему «мы хотим присоединиться к проекту, поучаствовать в исследованиях, размечать тропу, возить волонтеров». Тренд с волонтерами также показывает, что культура развивается, отношение к природе и к туризму меняется. Это воодушевляет. К тому же общество в целом стало намного более технологичным. Сейчас у людей есть много всего, чтобы на природе можно было жить с комфортом — легкие удобные палатки, спальники, горелки. В прошлом году активисты БУТ сотрудничали с крупным бизнесом, насколько я помню… — Мы обращались в крупные организации — благотворительный фонд «Синара», в фонд Потанина, Ростуризма. Да, Синара и ТМК собрали команды волонтеров из своих сотрудников и возили их в Веселые горы проходить и исследовать отрезок БУТ. В этом году каждое предприятие возьмет по кусочку тропы, закрепит его за собой и будет проходить его ежегодно. Волонтеры от фонда Потанина помогли расширить инфраструктуру эколого-туристического комплекса «Веселые горы», а волонтеры Росстуризма провели разведку трека в Ревдинском районе до горы Шунут. Это качественный туризм, потому что волонтеры — те же туристы, но которые просто хотят созидать. Это как раз к теме нового мышления людей, новых веяний эпохи. Мне нравится, что есть такой тренд. Это ведь еще и классная командообразующая штука. Каким ты видишь будущее тропы — как это все заработает, за счет чего? — Мы будем рассказывать про тропу и продвигать ее, чтобы туда пошел трафик. Как только пойдет трафик, начнет приходить малый и средний бизнес, который будет создавать комфортные условия для проживания, питания, времяпровождения на тропе. Пока что бизнес ждет. Вообще это вопрос из разряда, что «первее» — курица или яйцо. Мы будем показывать своим примером, что по этой тропе можно ходить, будем рассказывать про точки притяжения. Люди начнут ходить, зайдет бизнес, бизнес будет платить налоги, у муниципалитетов появятся средства — начнут развиваться муниципалитеты — всем будет хорошо. Наша задача сделать Урал привлекательным для всех туристов в России. Бизнесу этот проект даст возможность получать


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика