Приехали! Как Китай и Илон Маск опередили Россию в космонавтике - «Экономика» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Приехали! Как Китай и Илон Маск опередили Россию в космонавтике - «Экономика»

Приехали! Как Китай и Илон Маск опередили Россию в космонавтике - «Экономика»
Экономика
03:48, 03 январь 2021
749
0


60 лет назад началась эра межпланетных перелетов: советские ракетчики запустили в космос шарообразный аппарат «Луна-1», который вышел на гелиоцентрическую орбиту и был назван первой «искусственной планетой». А в июле будет пятидесятилетие эпохальной высадки на Луну американских астронавтов. Нынешний год тоже начался с крупных прорывов беспилотной космонавтики. Маневры «Новых горизонтов» на окраине Солнечной системы, передача китайцами изображений с обратной стороны Луны, рекордное количество запусков с космодромов мира впечатляют мировую общественность. Однако эти достижения, увы, уже не имеют отношения к России. Как и 50 лет назад ведомственная спесь привела к очередному проигрышу в космической гонке.


3 января впервые в истории на обратной стороне Луны благополучно сел космические аппарат — это китайская автоматическая станция Chang'e-4, отправленная в космос 7 декабря 2018 года. Среди прочего она доставила туда ровер «Yutu-2». Станция считается «дублером» своей предшественницы — станции Chang'e-3, запущенной в 2013 году и успешно отработавшей на лунной поверхности, но уже на видимой части Луны, в Море Дождей.



Chang'e-4

У новой миссии есть принципиальные отличия. Сложнее всего передать данные с обратной («невидимой») стороны Луны. Для этого был специально запущен спутник «Цюэцяо». В итоге Китай закрепил за собой целый набор исторических приоритетов: первый спутник-ретранслятор данных с обратной стороны Луны; первая станция, совершившая мягкую посадку на обратную сторону Луны; первый луноход на обратной стороне Луны. В этом же списке — первая долгоживущая колония организмов на Луне: среди стандартных исследовательских приборов ученые разместили на Chang'e-4 небольшой биоконтейнер — герметичный трехкилограммовый алюминиевый цилиндр, внутри которого есть почва, воздух, вода, семена картофеля и арабидопсиса (arabidopsis thaliana), а также яйца шелкопряда. Если семена прорастут, а из яиц вылупятся личинки, то внутри контейнера установится экологическое равновесие. За развитием замкнутой биосферы будет следить миниатюрная камера.


15 января  руководитель биологического эксперимента миссии Chang'e-4 сообщил, что семена хлопка, картофеля и рапса уже взошли.



Луноход Yutu-2


Если сравнить лунные успехи Китая с достижениями СССР и США полувековой давности, то кто-то может сказать: ничего принципиально нового не сделано, но в этом будет лукавство, потому что космические аппараты серии «Чанъэ» продемонстрировали уровень технологий, который мало кому сегодня доступен. В сущности китайцам осталось только высадить на поверхность своего гражданина, что сделает их безусловными лидерами в космонавтике XXI века.


Космическая гонка: итоги 2018 года


Последние достижения были восприняты обществом как должное. В прошлом году было много событий, так или иначе связанных с космонавтикой. На космодромах мира было совершено 114 запусков. При этом всего две ракеты потерпели аварию на этапе выведения: российская «Союз-ФГ» и китайская «Чжуцюэ-1». В лидеры по запускам вышел Китай — 39 запусков; на втором месте США — 34 запуска; на третьем месте Россия — 20 запусков. Вероятно, в новом году стартов будет еще больше.


Здесь велик вклад частных компаний, среди которых выделяется SpaceX Илона Маска, побившая собственный рекорд: 21 запуск против 18 в прошлом году. Самым впечатляющим был старт ее новой ракеты Falcon Heavy, состоявшийся 6 февраля. Чтобы он запомнился публике, Маск отправил в космос свой электромобиль Tesla Roadster с манекеном в скафандре.


Запуск Falcon Heavy. Фото Space X


При этом два боковых ускорителя, отделившись в полете от ракеты, совершили эффектную синхронную посадку на площадку мыса Канаверал. За обсуждением рекламных трюков как-то осталось незамеченным, что SpaceX старательно увеличивает уровень многоразовости своих серийных ракет Falcon 9: в 11 миссиях из 20 возвращаемые ступени носителя использовались повторно; причем при запуске 3 декабря ступень взлетала в третий раз! Былая экзотика стала рутиной. Помимо повторного использования ступеней, компания Маска стремится сделать многоразовыми и свои беспилотные корабли Dragon — все три корабля, доставившие в прошлом году грузы на Международную космическую станцию, ранее бывали на орбите и успешно вернулись на Землю. Корабли перевезли 8 тонн, что на полтонны больше массы, перевезенной за это же время российскими «Прогрессами».


Посадка боковых ускорителей. Фото — SpaceX.


Более того, 18 апреля с помощью «Falcon 9» на орбиту был выведен телескоп TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), предназначенный для массового поиска «транзитным» методом землеподобных экзопланет у ближайших звезд, который сменил на астрономическом «посту» вышедшую из строя космическую обсерваторию Kepler. По существу это первый серьезный научный аппарат, нацеленный в дальний космос, который доверили запустить «частной» компании. Телескоп очень быстро начал приносить результаты: в сентябре появились статьи, посвященные открытию новых экзопланет.


Успехи SpaceX побуждают и других «частников» активизировать свою деятельность. Компания Rocket Lab, основанная в 2006 году новозеландцем Питером Бэком, сумела наконец-то поставить на поток легкую ракету-носитель Electron, которая при испытаниях ранее потерпела аварию. Ракета поднимает не более 225 кг, но заказчиков привлекает цена — $6,5 млн за запуск: на 2019 год запланировано 12 стартов. В ракете применяются двигатели, части которых изготовлены при помощи 3d-печати.


К началу туристических полетов в космос готовятся компании Blue Origin Джефри Безоса и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Первая провела в апреле успешное повторное испытание многоразовой ракетной системы New Shepard 3, способной доставить на высоту 100 км герметичную капсулу с шестью пассажирами.


https://www.youtube.com/watch?v=_KOkzhhLDJE


Ракетоплан VSS Unity, построенный второй компанией, в декабре поднялся под управлением двух пилотов на высоту 82,7 км, достигнув границы между атмосферой и космосом.


Не менее эффектно выглядели успехи беспилотной исследовательской космонавтики. В июне японский аппарат «Хаябуса-2» завершил многолетний перелет к астероиду (162173) Рюгу. В сентябре он сбросил на это небесное тело двух роботов Rover-1A и Rover-1B, которые могут прыжками перемещаться по поверхности. В октябре к ним присоединился немецкий спускаемый аппарат MASCOT, снабженный разнообразными приборами и специальным устройством для изменения своего положения. Следующим этапом должен стать забор грунта и доставка его на Землю.


Хаябуса-2 у астероида Рюгу. Фото JAXA


В августе стартовала станция «Паркер» (Parker Solar Probe), которая будет изучать Солнце. Маневрируя в космосе и всё более увеличивая скорость, она семь раз пройдет рядом с Венерой и в 2025 году приблизится к нашему светилу на минимально возможное расстояние. В октябре Европейское и Японское космические агентства отправили в космос аппарат BepiColombo. За семь с половиной лет он шесть раз сблизится с Меркурием, потом выйдет на орбиту рядом с ним и начнет изучение этой планеты. 26 ноября совершила успешную посадку в северном полушарии Марса американская автоматическая лаборатория «Проницательность» (InSight, Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport), главной задачей которой станет исследование недр соседней планеты с помощью сейсмометра и теплоизмерительного зонда, который будет погружен в пятиметровую скважину. Сразу после посадки лаборатория начала передавать качественные снимки окружающего пейзажа; кроме того, впервые в истории земляне получили возможность услышать шум марсианского ветра. В начале декабря свое длинное путешествие завершил американо-канадский аппарат «Осирис-Рекс» (OSIRIS-REx) — он добрался до астероида (101955) Бенну и вышел на орбиту высотой 1,75 км. Сейчас ведется картографирование этого небесного тела и подготовка к забору грунта.



Parker Solar Probe в полете. Фото NASA


Похоже, мировая космонавтика наконец-то выходит из периода «застоя». Но каково место России в этом успехе?


От Хрущева до Рогозина


К сожалению, Россия похожими прорывами похвастаться не может. Все планы по дальнейшему изучению Солнечной системы так и остаются планами. Можно, конечно, утешаться тем, что в радиоизотопных источниках электропитания, установленных на «Новых горизонтах» и «Чанъэ-4», используется российский плутоний, а на европейском аппарате TGO (Trace Gas Orbiter) находятся российские приборы, но это, пожалуй, все, что можно предъявить мировому сообществу. Выглядит более чем скромно, особенно в сравнении с временами, когда отечественные межпланетные аппараты летали к Луне, Марсу, Венере и комете Галлея, передавая на Землю информацию, которая до сих пор остается уникальной.


Единственное направление, по которому Россия пока удерживает лидирующие позиции, — это пилотируемая космонавтика. Но как раз в 2018 году по ее репутации был нанесен сильнейший удар. Началось все с загадочного отверстия в бытовом отсеке «Союза МС-09», пристыкованного к МКС, которое экипаж обнаружил после того, как 30 августа датчики зафиксировали падение атмосферного давления. Отверстие удалось быстро заделать, но пересуды вызвало его происхождение. Хотя из общих соображений было ясно, что «дырку» в бытовом отсеке просверлили на Земле, стала популярна версия, будто бы «диверсию» устроил член экипажа МКС! Масла в огонь подлил и Дмитрий Олегович Рогозин, генеральный директор госкорпорации «Роскосмос», бесшабашно заявивший, что отверстие могло возникнуть в результате «преднамеренного воздействия в космосе». Ясное дело, подобные высказывания только портят отношения между партнерами по строительству станции.



Отверстие в БО Союза МС-09. Фото NASA


Изучением отверстия снаружи должны были заняться российские космонавты после прилета «Союза МС-10», но вот новая напасть: при старте 11 октября произошла авария с ракетой-носителем, и все планы пришлось лихорадочно пересматривать. Когда причины аварии были установлены, в космос отправился «Союз МС-11». В декабре Олег Кононенко и Сергей Прокопьев все-таки вышли из МКС и в течение семи часов работали в бытовом отсеке «Союза МС-09»: они вскрыли экранно-вакуумную теплоизоляцию и микро-метеоритную защитную панель, а потом изучили выходную часть отверстия и взяли пробы. Прямая трансляция операции вряд ли улучшила имидж российской космонавтики.



Продолжается расследование в космическом кластере Сколково, ведется дело о мошенничестве в НПО имени Лавочкина, арестован подрядчик космодрома Восточный



Есть и другие проблемы. До сих пор остается на Земле многострадальный модуль «Наука», который начали строить еще в 1995 году и запуск которого опять перенесли — теперь на 2020 год. Много лет не работает гидродинамическая лаборатория в Центре подготовки космонавтов, поэтому экипажи отрабатывают выходы в открытый космос «всухую». «Гагаринский» старт на Байконуре выводят из эксплуатации — вероятно, навсегда. Отрасль сотрясают скандалы: продолжается расследование вокруг космического кластера Сколково, ведется дело о мошенничестве в НПО имени Лавочкина , арестован подрядчик строительства космодрома Восточный.


Понятно, что необходимость реформ в ракетно-космической отрасли давно назрела. И руководство «Роскосмоса» понимает это. На днях Дмитрий Рогозин дал пространное интервью РБК, в котором рассказал, как нужно менять сложившуюся ситуацию. Во-первых, он полагает, что «Роскосмос» должен укрупняться за счет гражданских и военных «фирм», что позволит возродить советский тип кооперации, решив накопившиеся проблемы через взаимозачеты и совместные проекты. Во-вторых, он уверен, что информация о проступках не должна выходить за «круг посвященных» без специального разрешения, а всякую деятельность «по подрыву авторитета отрасли» нужно пресекать. В-третьих, он считает необходимым выводить «Роскосмос» за счет коммерческой деятельности и оптимизации производства сначала на самоокупаемость, а потом и прибыльность. В-четвертых, он убежден в зависимости американцев от российских технологий и ожидает, что они продолжат равноправное партнерство, при этом вкладывая в российские проекты деньги. Например, Рогозин сообщил, что NASA предлагает создать корабль на основе «Союза» для полетов к Луне, чтобы иметь «вторую резервную космическую транспортную систему».


Рогозин с экипажем Союза МС-10


На фоне прошлогодних провалов странно выглядит сочетание уверенности в незаменимости «Роскосмоса» с желанием сделать отрасль монопольной закрытой организацией, недоступной для критики. Особенно если вспомнить, что сам Рогозин любит подшутить над иностранными партнерами: то предлагает им «доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута», то обещает проверить, были ли американцы на Луне. Все это напоминает события шестидесятилетней давности, когда Никита Хрущев с презрением отвергал любые американские предложения о сотрудничестве, полагая, что СССР всегда сможет удерживать лидерство, сохраняя политику закрытости и высокомерия. Известно, чем кончилось: через десять лет Советский Союз «всухую» проиграл лунную «гонку».


Нынешние руководители «Роскосмоса», вероятно, не понимают, что находятся не в том положении, чтобы демонстрировать «синдром Хрущева»: непродуманные реформы вполне способны разрушить ракетно-космическую отрасль и разорвать всякую кооперацию с зарубежными космическими агентствами, которые приносят стране неплохую прибыль. Американцы в конце концов построят и свой «батут», и свою «резервную транспортную систему». И китайцы тоже построят. А вот сможет ли «Роскосмос» предотвратить появление новых отверстий и новые аварии — большой вопрос, на который пока нет ответа.

Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика