«Если поменять вектор зависимости с «западного» на «восточный», экономику не восстановить» - «Новости России» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

«Если поменять вектор зависимости с «западного» на «восточный», экономику не восстановить» - «Новости России»

«Если поменять вектор зависимости с «западного» на «восточный», экономику не восстановить» - «Новости России»
Новости России
09:20, 03 июнь 2022
451
0
«Если поменять вектор зависимости с «западного» на «восточный», экономику не восстановить» - «Новости России»
Иллюстрация: unsplash.com

Какие отрасли смогут выступить драйверами роста и замещением каких импортных товаров необходимо заняться в первую очередь, рассказали в Институте экономики УрО РАН.


В Центре региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН оценили, с какими сложностями столкнутся свердловские предприятия на фоне вводимых против России санкций. Эксперты отмечают, что в некоторых отраслях зависимость от импорта сейчас превышает 80%. В краткосрочной перспективе проблему могут решить поставщики из Китая, но долгосрочной перспективе такое расширение несет определенные риски.



Специально для ситуацию проанализировали:




  • руководитель центра, доктор экономических наук Елена Андреева,


  • ведущий научных сотрудник центра, доктор экономических наук Андрей Мальцев


  • и старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Артем Ратнер.



В чем нуждается экономика?



Как отметили представители центра, агрегированные информация по зависимости предприятий от импортных комплектующих отсутствуют. Но данные о состоянии отдельных отраслей экономики есть, и они показывают, что перестроиться предприятиям будет не так-то просто. В настоящий момент:




  • 80-95 % импортных комплектующих используется в станкостроении;


  • 90 % пассажироперевозок в РФ осуществляется на воздушных судах-«иномарках» и на российском SSJ 100, но с иностранным двигателем;


  • в микроэлектронике единственный в РФ производитель полупроводников для гражданской электроники – компания «Микрон» выпускает 3 тыс. кремниевых пластин по типологии до 130 нмв месяц при потребности страны в 30 тыс.;


  • в медицине из 500 млн пар ежегодно используемых в РФ медицинских перчаток локализовано производство только 1%;


  • годовой оборот рынка одежды, обуви и аксессуаров в РФ равняется 2,6 трлн руб., 82 % которого занимает импорт.



Одну из наибольших долей в импорте Свердловской области, по оценкам Федеральной таможенной службы России, занимают машины, оборудование и транспортные средства. Без учета летательных аппаратов на их долю в 2021 г. пришелся 51% импорта Свердловской области. В числе стран, которые установили санкции на поставку машин, оборудования и транспортных средств, — США, ЕС, Великобритания, Япония, Тайвань, Швейцария, Новая Зеландия, Норвегия.




Расчеты по данным таможенной службы показывают, что в 2021 г. эти страны обеспечили 16,9% вышеупомянутого свердловского импорта продукции машиностроения. Из этого объёма больше всего пришлось на группу реакторов, механического оборудования и компьютеров (10,3% валового вышеупомянутого свердловского импорта продукции машиностроения) и группу электрооборудования (3,3%). Это пример того, в каких импортных компонентах наиболее остро нуждается свердловская экономика в условиях санкций. Однако у российской экономики есть производственный потенциал по этим группам товаров. В случае налаживания производства в других регионах, возможны поставки из них, — отмечают представители Центра региональных компаративных исследований.




Как будем перестраиваться?



Экономисты пояснили, что в настоящий момент больше всего от санкций пострадали предприятия, которые работают в сфере производства автотранспортных средств. По данным Минпомторга России, индекс промышленного производства в этой сфере в марте 2022 г. упал на 54,5% по сравнению с мартом 2021 г и на 62,5% по сравнению с февралем 2022 г. Причиной стало то, что целый ряд производств автомобилей в марте оказался без требуемых зарубежных комплектующих.



Сейчас российские предприятия ищут новых поставщиков и альтернативные каналы поставки оборудования и компонентов для производства. Собеседники отметили, то часть потенциала замещения снабжения импортными компонентами и сырьём, затронутого санкциями, может заключаться в торговле с Китаем. За последние десятилетия объёмы выпуска машин в Китае существенно выросли. По данным Национального бюро статистики Китая с 2007 по 2018 г. в физическом выражении его производство моторных автотранспортных средств выросло в 3,1 раза, ноутбуков – в 2 раза.



Из-за введенения санкций перестраиваться придется и тем предприятиям, которые экспортируют свою продукцию.




Просто переключить производство на внутренний рынок вряд ли возможно. Есть «потолок» внутреннего платежеспособного спроса, который в таком случае необходимо будет пропорционально повышать. Есть проблема внутреннего ценообразования, ориентированного на схемы экспортного нетбэка, есть другие сложности, — говорят представители центра компаративных исследований..




Эксперты отмечают, что драйверами экономического роста в сложившихся условиях могут стать предприятия самых разных сфер: это и представители традиционных отраслей специализации Свердловской области, и предприятия оборонно-промышленного комплекса, и производства, которые испытывают «импортозависимость».




Необходимо перенести акцент на опережающее развитие производств с максимальной добавленной стоимостью и купировать угрозу смены «западного» вектора зависимости на «восточный». Это особенно важно для восстановления экономики, — говорят в Центре региональных компаративных исследований. — То, как ситуация в экономике будет развиваться дальше, будет зависеть от многих факторов. В том числе — от комплекса инструментов государственной экономической политики, в частности —  фискальных и налоговых. Представляется, что в краткосрочной перспективе развитие ситуации будет определяться потенциалом замещения снабжения, затронутого санкциями,  поставками из Китая и других стран-партнёров. В дальнейшем  купирование проблемных точек будет в немалой степени зависеть от успеха организации импортозамещающих производств, переформатирования логистических цепочек, обеспечения реальных доходов населения.




Ранее DK.RU сообщал, что власти Свердловской области разработали региональный план импортозамещения. В настоящий момент он принят. В списке импортозамещающей продукции, которую намерены изготовить для свердловских предприятий и населения, 27 наименований. В частности, предприятия нуждаются:




  • в картонной упаковке для продуктов и тетрапаках,


  • в красителях для текстиля и бумаге для текстильной печати,


  • в фармацевтических лактозе и крахмале,


  • в подшипниках для колесных пар,


  • твердосплавном инструменте,


  • насосном оборудовании для водного хозяйства,


  • электротехническом оборудовании.



Для населения планируют наладить производство предметов личной гигиены (бумажных салфеток, ватных дисков и пр.), подгузников, бытовой химии и офисной бумаги.



> Читайте также на :



Наталья Зубаревич: «Этот кризис совсем не от слова "отжался". Мы еще летим, дна не нащупали»



Что надо сделать, чтобы выдернуть самолет экономики из крутого пике — Евгений Коган


Иллюстрация: unsplash.com Какие отрасли смогут выступить драйверами роста и замещением каких импортных товаров необходимо заняться в первую очередь, рассказали в Институте экономики УрО РАН. В Центре региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН оценили, с какими сложностями столкнутся свердловские предприятия на фоне вводимых против России санкций. Эксперты отмечают, что в некоторых отраслях зависимость от импорта сейчас превышает 80%. В краткосрочной перспективе проблему могут решить поставщики из Китая, но долгосрочной перспективе такое расширение несет определенные риски. Специально для ситуацию проанализировали: руководитель центра, доктор экономических наук Елена Андреева, ведущий научных сотрудник центра, доктор экономических наук Андрей Мальцев и старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Артем Ратнер. В чем нуждается экономика? Как отметили представители центра, агрегированные информация по зависимости предприятий от импортных комплектующих отсутствуют. Но данные о состоянии отдельных отраслей экономики есть, и они показывают, что перестроиться предприятиям будет не так-то просто. В настоящий момент: 80-95 % импортных комплектующих используется в станкостроении; 90 % пассажироперевозок в РФ осуществляется на воздушных судах-«иномарках» и на российском SSJ 100, но с иностранным двигателем; в микроэлектронике единственный в РФ производитель полупроводников для гражданской электроники – компания «Микрон» выпускает 3 тыс. кремниевых пластин по типологии до 130 нмв месяц при потребности страны в 30 тыс.; в медицине из 500 млн пар ежегодно используемых в РФ медицинских перчаток локализовано производство только 1%; годовой оборот рынка одежды, обуви и аксессуаров в РФ равняется 2,6 трлн руб., 82 % которого занимает импорт. Одну из наибольших долей в импорте Свердловской области, по оценкам Федеральной таможенной службы России, занимают машины, оборудование и транспортные средства. Без учета летательных аппаратов на их долю в 2021 г. пришелся 51% импорта Свердловской области. В числе стран, которые установили санкции на поставку машин, оборудования и транспортных средств, — США, ЕС, Великобритания, Япония, Тайвань, Швейцария, Новая Зеландия, Норвегия. Расчеты по данным таможенной службы показывают, что в 2021 г. эти страны обеспечили 16,9% вышеупомянутого свердловского импорта продукции машиностроения. Из этого объёма больше всего пришлось на группу реакторов, механического оборудования и компьютеров (10,3% валового вышеупомянутого свердловского импорта продукции машиностроения) и группу электрооборудования (3,3%). Это пример того, в каких импортных компонентах наиболее остро нуждается свердловская экономика в условиях санкций. Однако у российской экономики есть производственный потенциал по этим группам товаров. В случае налаживания производства в других регионах, возможны поставки из них, — отмечают представители Центра региональных компаративных исследований. Как будем перестраиваться? Экономисты пояснили, что в настоящий момент больше всего от санкций пострадали предприятия, которые работают в сфере производства автотранспортных средств. По данным Минпомторга России, индекс промышленного производства в этой сфере в марте 2022 г. упал на 54,5% по сравнению с мартом 2021 г и на 62,5% по сравнению с февралем 2022 г. Причиной стало то, что целый ряд производств автомобилей в марте оказался без требуемых зарубежных комплектующих. Сейчас российские предприятия ищут новых поставщиков и альтернативные каналы поставки оборудования и компонентов для производства. Собеседники отметили, то часть потенциала замещения снабжения импортными компонентами и сырьём, затронутого санкциями, может заключаться в торговле с Китаем. За последние десятилетия объёмы выпуска машин в Китае существенно выросли. По данным Национального бюро статистики Китая с 2007 по 2018 г. в физическом выражении его производство моторных автотранспортных средств выросло в 3,1 раза, ноутбуков – в 2 раза. Из-за введенения санкций перестраиваться придется и тем предприятиям, которые экспортируют свою продукцию. Просто переключить производство на внутренний рынок вряд ли возможно. Есть «потолок» внутреннего платежеспособного спроса, который в таком случае необходимо будет пропорционально повышать. Есть проблема внутреннего ценообразования, ориентированного на схемы экспортного нетбэка, есть другие сложности, — говорят представители центра компаративных исследований Эксперты отмечают, что драйверами экономического роста в сложившихся условиях могут стать предприятия самых разных сфер: это и представители традиционных отраслей специализации Свердловской области, и предприятия оборонно-промышленного комплекса, и производства, которые испытывают «импортозависимость». Необходимо перенести акцент на опережающее развитие производств с максимальной добавленной стоимостью и купировать угрозу смены «западного» вектора зависимости на «восточный». Это особенно важно для восстановления экономики, — говорят в Центре региональных компаративных исследований. — То, как ситуация в экономике будет развиваться дальше, будет зависеть от многих факторов. В том числе — от комплекса инструментов государственной экономической политики, в частности — фискальных и налоговых. Представляется, что в краткосрочной перспективе развитие ситуации будет определяться потенциалом замещения снабжения, затронутого санкциями, поставками из Китая и других стран-партнёров. В дальнейшем купирование проблемных точек будет в немалой степени зависеть от успеха организации импортозамещающих производств, переформатирования логистических цепочек, обеспечения реальных доходов населения. Ранее DK. RU сообщал, что власти Свердловской области разработали региональный план импортозамещения. В настоящий момент он принят. В списке импортозамещающей продукции, которую намерены изготовить для свердловских предприятий и населения, 27 наименований. В частности, предприятия нуждаются: в картонной упаковке для продуктов и тетрапаках, в красителях для текстиля и бумаге для текстильной печати, в фармацевтических лактозе и крахмале, в подшипниках для колесных пар, твердосплавном инструменте, насосном оборудовании для водного хозяйства, электротехническом оборудовании. Для населения планируют наладить производство предметов личной гигиены (бумажных салфеток, ватных дисков и пр.), подгузников, бытовой химии и офисной бумаги.


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика