Иезуит Штефан Липке: наш орден очень успешен - и неспроста - «Религия» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Иезуит Штефан Липке: наш орден очень успешен - и неспроста - «Религия»

Иезуит Штефан Липке: наш орден очень успешен - и неспроста - «Религия»
Религия
09:20, 23 июнь 2021
669
0
Католики отмечают Юбилейный год святого Игнатия Лойолы, основателя "Общества Иисуса Христа". Эта организация более известна как орден иезуитов, чьим последователям в массовом сознании обычно приписывается коварство и хитрость. В интервью иезуитский священник и директор Института святого Фомы в Москве Штефан Липке рассказал, с чем связаны подобные домыслы и чем на самом деле занимается орден. Беседовал Никита Бизин.- Отец Штефан, в обыденном употреблении слово "иезуиты" и однокоренные ему, как правило, носят довольно-таки негативный оттенок - как синонимы двусмысленности, хитрости. Иногда же иезуитов связывают с различными конспирологическими теориями. Как вы объясняете это?- Все пошло от протестантов в XVI веке. Они подметили, что иезуиты очень успешны. Тогда еще бытовало мнение: просто так быть не может – по любому есть место чему-то нечестному. Отсюда пошли различные истории, в которых, конечно, есть правдивая основа. Например, Игнатий Лойола говорил, что миссионеру стоит входить через дверь собеседника, а выходить через свою. Но есть ли в этом что-то нечестное? Те же миссионеры в Китае знали, что христианство как таковое напрямую не интересует местное население, в отличие от, допустим, математики или астрономии. И через это они начинали проповедь. Аналогичная ситуация и со школами иезуитов (которые были по всей Европе, а также в Азии и Латинской Америке – прим.ред): не секрет что среди школьников в последней четверти XVI века было очень много протестантов. Их родители искали место, где дают хорошие знания – таковыми были как раз иезуитские учреждения. Члены общества, конечно, все это предоставляли. Но тоже со своим умыслом: чтоб потом эти семьи стали католическими. Что здесь нечестного? Все ведь про это прекрасно знали. Именно на основе таких случаев, как я думаю, и сформировался миф об иезуитах. И еще, может быть, из-за вопросов с исповедью. И есть мнение, что иезуитский подход к таинству и к понятию греха в целом таков: мол, человек рассказывает о духовном проступке, а исповедник объясняет, что на самом деле можно и дальше спокойно грешить, якобы ничего плохого нет. Особенно если покаяние совершает богатый человек – в таком случае, если отталкиваться от распространенного заблуждения, иезуиты могут им манипулировать в своих целях: "Обращайся, мы тебе поясним, что можно, а что нет". До таких крайностей, конечно, не доходило. Хотя да, иезуиты действительно придерживались более мягкой позиции, чем, допустим, доминиканцы. Но в жизни бывает много сложных моментов, особенно если говорить о людях, наделенных властью, которым приходится принимать неоднозначные решения. Вот откуда пошли популярные обвинения в адрес иезуитов.Плюс, конечно, повлияли и политические события. Например, взрыв в английском парламенте в 1605-м устроил Гай Фокс, который действительно учился у иезуитов. В их же школе обучался и убийца короля Франции Генриха IV Франсуа Равальяк. Из этого факта выросло мнение, будто бы члены ордена действительно тренируют киллеров. Но здесь ни капли правды. Посудите сами: если иезуиты и вправду такие хитрые, как про них рассказывают, то они наверняка бы просчитали последствия теракта в Англии. И не стали бы убивать французского монарха, который из протестантства перешел в католичество и во многом помогал ордену. - Получается, таланты иезуитов стали для них горем?- В каком-то смысле да. (Горе) от ума, от таланта, от возможностей, которые были у них, особенно в конце XVI – первой половине XVIIвека. Это можно понять, потому что со стороны католиков критики в адрес протестантов было столько же. Что, конечно, соответствовало духу времени: атмосфера была очень полемическая, причем даже внутри Католической церкви. Сейчас во многих случаях за такое не то, чтоб аккаунт в Твиттере заблокируют – могут и за экстремизм посадить. А тогда подобные нападки были в порядке вещей. - Тем не менее, богословское образование было "фишкой" ордена иезуитов. А как "Общество Иисуса" относилось изначально к науке в целом? И какое отношении сейчас?- Все началось в XVIвеке даже не столько с богословия, сколько со светских наук. Еще у самого Игнатия Лойолы мы находим мысль, что Бога можно и нужно искать во всем. Если Он сотворил мир, то изучая мир, можно найти Его. И долгое время бытовало мнение, что у иезуитов это получается лучше всех в католичестве. С самого начала существования ордена его членами были выдающиеся ученые. Возьмем, допустим, Христофора Клавия. Это был иезуит из Германии, который преподавал в Риме. Именно он, а не папа Григорий XIII, придумал григорианский календарь. Систему летоисчисления так назвали, потому что понтифик ее утвердил и опубликовал. Но, конечно, сам он не занимался астрономией и математикой – все это делал Клавий.Был еще отец Маттео Риччи, который первым смог попасть в закрытую для иностранцев часть Китая – именно потому, что местным нужны были естественнонаучные знания. Для них Риччи предсказал дату ближайшего солнечного затмения, с помощью расчетов конечно же, никакой магии тут нет. А генеральный настоятель общества в России во второй половине XVIII столетия Габриэль Грубер построил канал в Словении, который сейчас носит его имя. И таких примеров много. Даже сейчас. Я как-то познакомился на Филиппинах с собратом, объезжающим деревни на одном из островов. Там очень сухо и этот человек копает для местных жителей колодцы – не просто так, а применяя глубокие познания в инженерии. - Получается, свою "сверхзадачу" в виде поиска Бога орден может выполнять не только в области богословия, но и в других научных сферах?- Да, деятельность ордена предполагает освоение любых видов знания- В свое время философ и историк Ханна Арендт заявила, что деятельность ордена иезуитов в Европе во многом способствовала, если не утверждению, то усилению антисемитских настроений. В частности, она ссылается на статистические данные, согласно которым, с момента основания ордена вплоть до 1946 года в ряды "Общества Иисуса" не вступали иудеи и мусульмане, которые перешли из своей веры в христианство – речь идет о так называемых "новых христианах". Можете ли вы как прояснить этот момент?- Тут дело в контексте. Вторым генеральным настоятелем иезуитов после Игнатия Лойолы был Диего Лаинес – еврей по национальности. И еще несколько человек из "первого поколения" ордена тоже были евреями. Но в Испании, где зародилось общество, все это воспринималось с крайним негативом, там был силен антисемитизм. Поэтому под угрозой находились все члены ордена. Самого Лойолу однажды спросили: "Есть ли у вас еврейские предки?". Тот ответил отрицательно, добавив: "К сожалению, ведь иначе я был бы кровным родственником Иисуса Христа". Кроме того, в своих духовных упражнениях святой Игнатий предлагает представить, как выглядели синагоги и дома, в которых проповедовал Христос. Ведь он сам лично был на Святой Земле и примерно знает о реалиях того региона.Хотя однажды члены ордена доминиканцев спросили: почитает ли он субботу? С их стороны тут была хитрость: для католика субботний день, на самом деле, очень важный, ведь он посвящен Богородице. Поэтому, если бы Лойла ответил "да", то его заподозрили в иудаизме. А если отрицательно – то его бы обвинили в неуважении к Божией Матери. В итоге он сказал: "Я почитаю Богородицу, а моя семья с древности христианская".Был еще такой случай: понтифик хотел сделать кардиналом Диего Лаинеса. А тот не хотел сана, но и от подобных почестей тогда в ордене было принято отказываться. Поэтому ответил: "Знаете, у меня в предках евреи". Папа Римский тут же отказался от идеи. Во вторую половину XVI века, в эпоху правления Филиппа II, политические условия были таковы, что иезуитам пришлось пойти на вынужденные меры.- Получается, важно учитывать реалии того времени?- Да. Там очень широкий исторический контекст. Игнатий поддерживал евреев, которые хотели принять христианство. При этом было такое время, когда евреям города Рима сказали: "Вы свободны принимать или не принимать христианство, но обязаны слушать проповеди". Их иногда читали и иезуиты. Но далеко не в основном, то есть это было делом не ордена, а властей (Римского папы – прим.ред.). - Однако сейчас, как мы видим, в Ватикане правит иезуит – папа Франциск, первый член ордена на Святом престоле. Что-то изменилось с его приходом, особенно для "Общества Иисуса" в России?- Мне кажется, положение ордена особо не изменилось. Разве что сейчас в Риме какие-то инициативы иезуитов встречают более положительный отклик. Хотя еще Бенедикт XVI активно поддерживал миссию по помощи беженцам. Просто Франциск делает это более активно.Что насчет России – трудно сказать об интересе к иезуитам в масштабах всей страны, но в Москве и в Санкт-Петербурге, по крайней мере, он стал больше. Интерес к иезуитам был еще в 80-е со стороны православных священников. Есть он и сейчас – во многом, как мне кажется, это связано с папой Франциском. - Отец Штефан, говоря о противоположностях и всматриваясь в историю, мы знаем, что отношение власти к иезуитам в России было неоднозначным: на протяжении предыдущих двух-трех столетий деятельность ордена была то законной, то нелегальной. Подобная динамика в отношении власти к ордену, на Ваш взгляд, с чем может быть связана?- Конечно, отчасти, это связано с тем, что интересы государства меняются. При Петре I, например, это зависело от ситуации: то царь больше прислушивался к протестантам, то к католикам. Мы знаем, например, что российскую армию развил католик – Гордон, который на тот момент был более нужен царю. При Павле I, опять же, сближение с католичеством—было первостепенной задачей. В случае Александра I это сближение было, скорее, направлено в сторону протестантизма. У Александра в религиозных вопросах была такая позиция, что конфессии не столь важны, главное – это то внутреннее, чем живет человек. А иезуиты, напротив, были представителями в каком-то смысле конфессионализма. Поэтому позиция власти менялась. Кроме того, препятствиями были те два спорных вопроса, на которые объективно трудно найти ответ: отношение власти к греко-католикам и переход в иную веру. Российское государство было против существования греко-католиков, а любой католический орден, конечно, обязан был заботиться о них. По меркам того времени, наверное, не было ответа на этот вопрос. То же самое – в другом вопросе: как быть, если русский православный хочет стать католиком. Никакой орден не мог отказать. А если это дворянин, то никакой император не мог принять это как норму. И такие случаи были.- В каких еще сферах активны российские иезуиты, помимо образовательной?- В России нас мало, поэтому сфер деятельности не так уж много. Например, в Томской области у нас есть гимназия. Помимо того, мы ведем в основном пастырскую работу. В Новосибирске мы устраиваем концерты духовной музыки, а также занимаемся исследованиями по истории Церкви. В Москве у нас действует Институт святого Фомы, где тоже ведется исследовательская и просветительская работа. Лично я, например, занимаюсь литературоведением – много лет, сначала в Томске, теперь в Москве, активно изучаю творчество Достоевского. Особенно сейчас, в юбилейный год великого русского писателя (200 лет со дня рождения). - Раз уж вы упомянули о жизни в России, то позвольте спросить: приходилось ли здесь попадать в ситуации, когда принадлежность к ордену играла против вас?- Такого в принципе не было. Кроме одного случая, шуточного. Кто-то, представляя меня, сказал, что я иезуит. И собеседник испугался! Но потом мы вежливо с ним поговорили и все было в порядке. Однако человек все равно побледнел, когда услышал это. И так бывает, знаете ли.

Католики отмечают Юбилейный год святого Игнатия Лойолы, основателя "Общества Иисуса Христа". Эта организация более известна как орден иезуитов, чьим последователям в массовом сознании обычно приписывается коварство и хитрость. В интервью иезуитский священник и директор Института святого Фомы в Москве Штефан Липке рассказал, с чем связаны подобные домыслы и чем на самом деле занимается орден. Беседовал Никита Бизин.- Отец Штефан, в обыденном употреблении слово "иезуиты" и однокоренные ему, как правило, носят довольно-таки негативный оттенок - как синонимы двусмысленности, хитрости. Иногда же иезуитов связывают с различными конспирологическими теориями. Как вы объясняете это?- Все пошло от протестантов в XVI веке. Они подметили, что иезуиты очень успешны. Тогда еще бытовало мнение: просто так быть не может – по любому есть место чему-то нечестному. Отсюда пошли различные истории, в которых, конечно, есть правдивая основа. Например, Игнатий Лойола говорил, что миссионеру стоит входить через дверь собеседника, а выходить через свою. Но есть ли в этом что-то нечестное? Те же миссионеры в Китае знали, что христианство как таковое напрямую не интересует местное население, в отличие от, допустим, математики или астрономии. И через это они начинали проповедь. Аналогичная ситуация и со школами иезуитов (которые были по всей Европе, а также в Азии и Латинской Америке – прим.ред): не секрет что среди школьников в последней четверти XVI века было очень много протестантов. Их родители искали место, где дают хорошие знания – таковыми были как раз иезуитские учреждения. Члены общества, конечно, все это предоставляли. Но тоже со своим умыслом: чтоб потом эти семьи стали католическими. Что здесь нечестного? Все ведь про это прекрасно знали. Именно на основе таких случаев, как я думаю, и сформировался миф об иезуитах. И еще, может быть, из-за вопросов с исповедью. И есть мнение, что иезуитский подход к таинству и к понятию греха в целом таков: мол, человек рассказывает о духовном проступке, а исповедник объясняет, что на самом деле можно и дальше спокойно грешить, якобы ничего плохого нет. Особенно если покаяние совершает богатый человек – в таком случае, если отталкиваться от распространенного заблуждения, иезуиты могут им манипулировать в своих целях: "Обращайся, мы тебе поясним, что можно, а что нет". До таких крайностей, конечно, не доходило. Хотя да, иезуиты действительно придерживались более мягкой позиции, чем, допустим, доминиканцы. Но в жизни бывает много сложных моментов, особенно если говорить о людях, наделенных властью, которым приходится принимать неоднозначные решения. Вот откуда пошли популярные обвинения в адрес иезуитов.Плюс, конечно, повлияли и политические события. Например, взрыв в английском парламенте в 1605-м устроил Гай Фокс, который действительно учился у иезуитов. В их же школе обучался и убийца короля Франции Генриха IV Франсуа Равальяк. Из этого факта выросло мнение, будто бы члены ордена действительно тренируют киллеров. Но здесь ни капли правды. Посудите сами: если иезуиты и вправду такие хитрые, как про них рассказывают, то они наверняка бы просчитали последствия теракта в Англии. И не стали бы убивать французского монарха, который из протестантства перешел в католичество и во многом помогал ордену. - Получается, таланты иезуитов стали для них горем?- В каком-то смысле да. (Горе) от ума, от таланта, от возможностей, которые были у них, особенно в конце XVI – первой половине XVIIвека. Это можно понять, потому что со стороны католиков критики в адрес протестантов было столько же. Что, конечно, соответствовало духу времени: атмосфера была очень полемическая, причем даже внутри Католической церкви. Сейчас во многих случаях за такое не то, чтоб аккаунт в Твиттере заблокируют – могут и за экстремизм посадить. А тогда подобные нападки были в порядке вещей. - Тем не менее, богословское образование было "фишкой" ордена иезуитов. А как "Общество Иисуса" относилось изначально к науке в целом? И какое отношении сейчас?- Все началось в XVIвеке даже не столько с богословия, сколько со светских наук. Еще у самого Игнатия Лойолы мы находим мысль, что Бога можно и нужно искать во всем. Если Он сотворил мир, то изучая мир, можно найти Его. И долгое время бытовало мнение, что у иезуитов это получается лучше всех в католичестве. С самого начала существования ордена его членами были выдающиеся ученые. Возьмем, допустим, Христофора Клавия. Это был иезуит из Германии, который преподавал в Риме. Именно он, а не папа Григорий XIII, придумал григорианский календарь. Систему летоисчисления так назвали, потому что понтифик ее утвердил и опубликовал. Но, конечно, сам он не занимался астрономией и математикой – все это делал Клавий.Был еще отец Маттео Риччи, который первым смог попасть в закрытую для иностранцев часть Китая – именно потому, что местным нужны были естественнонаучные знания. Для них Риччи предсказал дату ближайшего солнечного затмения, с помощью расчетов конечно же, никакой магии тут нет. А генеральный настоятель общества в России во второй половине XVIII столетия Габриэль Грубер построил канал в Словении, который сейчас носит его имя. И таких примеров много. Даже сейчас. Я как-то познакомился на Филиппинах с собратом, объезжающим деревни на одном из островов. Там очень сухо и этот человек копает для местных жителей колодцы – не просто так, а применяя глубокие познания в инженерии. - Получается, свою "сверхзадачу" в виде поиска Бога орден может выполнять не только в области богословия, но и в других научных сферах?- Да, деятельность ордена предполагает освоение любых видов знания- В свое время философ и историк Ханна Арендт заявила, что деятельность ордена иезуитов в Европе во многом способствовала, если не утверждению, то усилению антисемитских настроений. В частности, она ссылается на статистические данные, согласно которым, с момента основания ордена вплоть до 1946 года в ряды "Общества Иисуса" не вступали иудеи и мусульмане, которые перешли из своей веры в христианство – речь идет о так называемых "новых христианах". Можете ли вы как прояснить этот момент?- Тут дело в контексте. Вторым генеральным настоятелем иезуитов после Игнатия Лойолы был Диего Лаинес – еврей по национальности. И еще несколько человек из "первого поколения" ордена тоже были евреями. Но в Испании, где зародилось общество, все это воспринималось с крайним негативом, там был силен антисемитизм. Поэтому под угрозой находились все члены ордена. Самого Лойолу однажды спросили: "Есть ли у вас еврейские предки?". Тот ответил отрицательно, добавив: "К сожалению, ведь иначе я был бы кровным родственником Иисуса Христа". Кроме того, в своих духовных упражнениях святой Игнатий предлагает представить, как выглядели синагоги и дома, в которых проповедовал Христос. Ведь он сам лично был на Святой Земле и примерно знает о реалиях того региона.Хотя однажды члены ордена доминиканцев спросили: почитает ли он субботу? С их стороны тут была хитрость: для католика субботний день, на самом деле, очень важный, ведь он посвящен Богородице. Поэтому, если бы Лойла ответил "да", то его заподозрили в иудаизме. А если отрицательно – то его бы обвинили в неуважении к Божией Матери. В итоге он сказал: "Я почитаю Богородицу, а моя семья с древности христианская".Был еще такой случай: понтифик хотел сделать кардиналом Диего Лаинеса. А тот не хотел сана, но и от подобных почестей тогда в ордене было принято отказываться. Поэтому ответил: "Знаете, у меня в предках евреи". Папа Римский тут же отказался от идеи. Во вторую половину XVI века, в эпоху правления Филиппа II, политические условия были таковы, что иезуитам пришлось пойти на вынужденные меры.- Получается, важно учитывать реалии того времени?- Да. Там очень широкий исторический контекст. Игнатий поддерживал евреев, которые хотели принять христианство. При этом было такое время, когда евреям города Рима сказали: "Вы свободны принимать или не принимать христианство, но обязаны слушать проповеди". Их иногда читали и иезуиты. Но далеко не в основном, то есть это было делом не ордена, а властей (Римского папы – прим.ред.). - Однако сейчас, как мы видим, в Ватикане правит иезуит – папа Франциск, первый член ордена на Святом престоле. Что-то изменилось с его приходом, особенно для "Общества Иисуса" в России?- Мне кажется, положение ордена особо не изменилось. Разве что сейчас в Риме какие-то инициативы иезуитов встречают более положительный отклик. Хотя еще Бенедикт XVI активно поддерживал миссию по помощи беженцам. Просто Франциск делает это более активно.Что насчет России – трудно сказать об интересе к иезуитам в масштабах всей страны, но в Москве и в Санкт-Петербурге, по крайней мере, он стал больше. Интерес к иезуитам был еще в 80-е со стороны православных священников. Есть он и сейчас – во многом, как мне кажется, это связано с папой Франциском. - Отец Штефан, говоря о противоположностях и всматриваясь в историю, мы знаем, что отношение власти к иезуитам в России было неоднозначным: на протяжении предыдущих двух-трех столетий деятельность ордена была то законной, то нелегальной. Подобная динамика в отношении власти к ордену, на Ваш взгляд, с чем может быть связана?- Конечно, отчасти, это связано с тем, что интересы государства меняются. При Петре I, например, это зависело от ситуации: то царь больше прислушивался к протестантам, то к католикам. Мы знаем, например, что российскую армию развил католик – Гордон, который на тот момент был более нужен царю. При Павле I, опять же, сближение с католичеством—было первостепенной задачей. В случае Александра I это сближение было, скорее, направлено в сторону протестантизма. У Александра в религиозных вопросах была такая позиция, что конфессии не столь важны, главное – это то внутреннее, чем живет человек. А иезуиты, напротив, были представителями в каком-то смысле конфессионализма. Поэтому позиция власти менялась. Кроме того, препятствиями были те два спорных вопроса, на которые объективно трудно найти ответ: отношение власти к греко-католикам и переход в иную веру. Российское


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика