Нововведения ФНС затронут сбор налогов с граждан и компаний - «Бизнес» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Нововведения ФНС затронут сбор налогов с граждан и компаний - «Бизнес»

Нововведения ФНС затронут сбор налогов с граждан и компаний - «Бизнес»
Новости России / Последние новости / Здравоохранение / Спорт / Теннис / Инопресса / Закон и право / Происшествия / Общество / Мнения
09:20, 05 март 2021
1 203
0



ФНС подготовила план по внедрению новых систем и платформ, которые позволят по-новому собирать налоги с граждан и бизнеса. На этот год запланировано несколько основных изменений, призванных разгрузить некоторые налоговые процессы и повысить эффективность сбора и использования данных. Эксперты предупреждают, что все в перспективе реформы могут привести к увеличению налоговой нагрузки.

В 2021 году Федеральная налоговая служба (ФНС) России намерена провести внедрение ряда нововведений, меняющих сбор налогов с россиян и российского бизнеса.


Основных нововведений на текущий год запланировано четыре — это внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-4» для выявления махинаций с НДС, платформы для взаимодействия ФНС с другими госорганами, блокчейн-системы по оценке налогоплательщиков и сервиса по корректировке поддержки бизнеса.


Система «Налог-4» станет отправной точкой по борьбе с незаконным возвратом НДС. Около 70% операций, связанных с возвратом НДС являются фиктивными, утверждает ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. Он полагает, что данные нововведения снизят этот показатель как минимум в два раза, потому что такие операции будут слишком рискованными для исполнителей, которые, собственно, в системе ФНС и работают. Впрочем, как часть сценария по увеличению налоговых поступлений в бюджет и сокращению нелегальных операций в системе налогообложения это нововведение сыграет только на руку государственной казне, считает эксперт.


В то же время существуют и некоторые риски. К примеру, под прицел налоговиков могут попасть и благонадежные компании с развитой цепочкой контрагентов, которые не обрадуются новым проверкам,


опасается генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова.


С «Налогом-4» будет тесно сопряжена платформа для передачи административных данных другим государственным органам. Данные из ФНС могут понадобиться Пенсионному фонду для выделения льгот нуждающимся, ФССП для оценки доходов подсудимого, в том числе в вопросах, касающихся алиментов и другим госструктурам для выделения субсидий населению, отмечает Уткин.


С этой цифровой платформой тоже не все гладко, говорит Ускова.


«Миграция данных из одного департамента в другой, и между банками, увеличивает риск утечек — блокчейн блокчейном, но человеческий фактор (который служит причиной утечки в 9 из 10 случаев) никто не отменял», — подчеркивает эксперт. Она также выражает свои опасения насчет того, что функционирование такой масштабной базы данных будет стоить немалых средств, а издержки в той или иной форме переложат на налогоплательщиков.


«Ставки по налогам, надеемся, поднимать не будут, но вот штрафные санкции за несоблюдение закона могут подорожать», — предупреждает Анастасия Ускова.


Третья система, которая будет отвечать за оценку налогоплательщиков, будет работать на основании данных, которые собираются при оказании им услуг, в частности, банковских. Предполагается, что она сократит время предоставления кредитных продуктов и удешевит процесс.


Действительно, цифровая система оценки налогоплательщиков поможет ускорить процесс одобрения кредитных заявок: больше данных у банкиров — легче принимать быстрые решения, все на одном экране — меньше бюрократии и операционных издержек, говорит гендиректор платформы «Рокет Ворк». При этом она видит минусы и в этой инициативе: компаниям придется столкнуться с возросшим количеством проверок не только со стороны налоговиков, но и банкиров, так как ответственность за контроль движения денежных средств скорее всего перейдет к ним.


«Это со своей стороны сулит дополнительную нагрузку на службы безопасности и финмониторинг и может привести к дополнительным расходам, оплачивать которые будут пользователи и бизнес. От этого, вероятно, вырастет и число блокировок счетов банками, «морозить» подозрительные транзакции станут чаще, чтобы не нарваться на штрафы регулятора»,


— предостерегает эксперт.


По мнению Павла Уткина из центра «Парфенон», эта идея — прямой сигнал о том, что понятие банковской тайны постепенно будет уходить в прошлое.


Эксперт расписывает действие механизма: на основе анализа данных будут вычисляться налогоплательщики с «серыми» зарплатами, исходя из регулярности пополнения счета и сумм этих пополнений. Об этом же говорит и заверение ФНС, что упростится и ускорится процесс получения кредитов. А через лиц, получающих «серые» зарплаты, будут вычисляться и компании, пользующиеся такими методами оплаты труда работников.


«Поэтому обеим сторонам придется искать компромисс — перевод на самозанятость, повышение «белого» оклада, договоры подряда, но прежним сценарием со временем пользоваться будет невозможно»,


— говорит юрист.


Сервис по корректировке мер по поддержке бизнеса, призванный выявлять необходимость в этой поддержке и ее актуальность эксперты считают самым удачным из предстоящих изменений. Новый аналитический сервис должен помогать регулярно корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности


«Учитывая, что все нововведения будут интегрированы друг в друга, ФНС не составит труда выяснить, на что тратятся государственные денежные средства и льготные кредиты по госпрограмме поддержки бизнеса и стоит ли продлевать льготное налогообложение для той или иной компании», — объясняет Уткин. Он считает, что в части пресечения нецелевого использования выделяемых государством средств на поддержку МСП этот кейс – однозначный плюс.


По разным данным, ежегодно бюджет недополучает около 3 трлн рублей из-за того, что бизнес и граждане успешно уклоняются от уплаты налогов. Если в предыдущие годы на многие нарушения госорганы смотрели «сквозь пальцы», то сейчас ситуация иная, замечает юрист.


«Из-за коронакризиса российский бюджет достаточно пострадал, и эти потери надо как-то восполнять. Один из самых доступных способов — увеличение собираемости налогов. Все новшества, которые появились в прошлом году, начнут работать в 2021-м, и будут внедрены в следующие годы, направлены именно на это.


«В ближайшие годы не стоит ждать налоговых послаблений и смягчения законодательства, налоговая нагрузка будет только расти», — уверен эксперт.


Он также отмечает, что сейчас налоговая нагрузка для бизнеса не увеличивается, поскольку он еще не встал на ноги, однако появления новых налогов стоит ожидать и в этой сфере.


«Это приведет к очевидным вещам — доля малого бизнеса в России станет еще меньше. Если раньше она не дотягивала до 20%, то в период пандемии количество ИП и прочих малых предпринимателей сократилось чуть ли не вдвое», — резюмирует Павел Уткин.


close

Агентство «Москва»

ФНС подготовила план по внедрению новых систем и платформ, которые позволят по-новому собирать налоги с граждан и бизнеса. На этот год запланировано несколько основных изменений, призванных разгрузить некоторые налоговые процессы и повысить эффективность сбора и использования данных. Эксперты предупреждают, что все в перспективе реформы могут привести к увеличению налоговой нагрузки. В 2021 году Федеральная налоговая служба (ФНС) России намерена провести внедрение ряда нововведений, меняющих сбор налогов с россиян и российского бизнеса. Основных нововведений на текущий год запланировано четыре — это внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-4» для выявления махинаций с НДС, платформы для взаимодействия ФНС с другими госорганами, блокчейн-системы по оценке налогоплательщиков и сервиса по корректировке поддержки бизнеса. Система «Налог-4» станет отправной точкой по борьбе с незаконным возвратом НДС. Около 70% операций, связанных с возвратом НДС являются фиктивными, утверждает ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. Он полагает, что данные нововведения снизят этот показатель как минимум в два раза, потому что такие операции будут слишком рискованными для исполнителей, которые, собственно, в системе ФНС и работают. Впрочем, как часть сценария по увеличению налоговых поступлений в бюджет и сокращению нелегальных операций в системе налогообложения это нововведение сыграет только на руку государственной казне, считает эксперт. В то же время существуют и некоторые риски. К примеру, под прицел налоговиков могут попасть и благонадежные компании с развитой цепочкой контрагентов, которые не обрадуются новым проверкам, опасается генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. С «Налогом-4» будет тесно сопряжена платформа для передачи административных данных другим государственным органам. Данные из ФНС могут понадобиться Пенсионному фонду для выделения льгот нуждающимся, ФССП для оценки доходов подсудимого, в том числе в вопросах, касающихся алиментов и другим госструктурам для выделения субсидий населению, отмечает Уткин. С этой цифровой платформой тоже не все гладко, говорит Ускова. «Миграция данных из одного департамента в другой, и между банками, увеличивает риск утечек — блокчейн блокчейном, но человеческий фактор (который служит причиной утечки в 9 из 10 случаев) никто не отменял», — подчеркивает эксперт. Она также выражает свои опасения насчет того, что функционирование такой масштабной базы данных будет стоить немалых средств, а издержки в той или иной форме переложат на налогоплательщиков. «Ставки по налогам, надеемся, поднимать не будут, но вот штрафные санкции за несоблюдение закона могут подорожать», — предупреждает Анастасия Ускова. Третья система, которая будет отвечать за оценку налогоплательщиков, будет работать на основании данных, которые собираются при оказании им услуг, в частности, банковских. Предполагается, что она сократит время предоставления кредитных продуктов и удешевит процесс. Действительно, цифровая система оценки налогоплательщиков поможет ускорить процесс одобрения кредитных заявок: больше данных у банкиров — легче принимать быстрые решения, все на одном экране — меньше бюрократии и операционных издержек, говорит гендиректор платформы «Рокет Ворк». При этом она видит минусы и в этой инициативе: компаниям придется столкнуться с возросшим количеством проверок не только со стороны налоговиков, но и банкиров, так как ответственность за контроль движения денежных средств скорее всего перейдет к ним. «Это со своей стороны сулит дополнительную нагрузку на службы безопасности и финмониторинг и может привести к дополнительным расходам, оплачивать которые будут пользователи и бизнес. От этого, вероятно, вырастет и число блокировок счетов банками, «морозить» подозрительные транзакции станут чаще, чтобы не нарваться на штрафы регулятора», — предостерегает эксперт. По мнению Павла Уткина из центра «Парфенон», эта идея — прямой сигнал о том, что понятие банковской тайны постепенно будет уходить в прошлое. Эксперт расписывает действие механизма: на основе анализа данных будут вычисляться налогоплательщики с «серыми» зарплатами, исходя из регулярности пополнения счета и сумм этих пополнений. Об этом же говорит и заверение ФНС, что упростится и ускорится процесс получения кредитов. А через лиц, получающих «серые» зарплаты, будут вычисляться и компании, пользующиеся такими методами оплаты труда работников. «Поэтому обеим сторонам придется искать компромисс — перевод на самозанятость, повышение «белого» оклада, договоры подряда, но прежним сценарием со временем пользоваться будет невозможно», — говорит юрист. Сервис по корректировке мер по поддержке бизнеса, призванный выявлять необходимость в этой поддержке и ее актуальность эксперты считают самым удачным из предстоящих изменений. Новый аналитический сервис должен помогать регулярно корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности «Учитывая, что все нововведения будут интегрированы друг в друга, ФНС не составит труда выяснить, на что тратятся государственные денежные средства и льготные кредиты по госпрограмме поддержки бизнеса и стоит ли продлевать льготное налогообложение для той или иной компании», — объясняет Уткин. Он считает, что в части пресечения нецелевого использования выделяемых государством средств на поддержку МСП этот кейс – однозначный плюс. По разным данным, ежегодно бюджет недополучает около 3 трлн рублей из-за того, что бизнес и граждане успешно уклоняются от уплаты налогов. Если в предыдущие годы на многие нарушения госорганы смотрели «сквозь пальцы», то сейчас ситуация иная, замечает юрист. «Из-за коронакризиса российский бюджет достаточно пострадал, и эти потери надо как-то восполнять. Один из самых доступных способов — увеличение собираемости налогов. Все новшества, которые появились в прошлом году, начнут работать в 2021-м, и будут внедрены в следующие годы, направлены именно на это. «В ближайшие годы не стоит ждать налоговых послаблений и смягчения законодательства, налоговая нагрузка будет только расти», — уверен эксперт. Он также отмечает, что сейчас налоговая нагрузка для бизнеса не увеличивается, поскольку он еще не встал на ноги, однако появления новых налогов стоит ожидать и в этой сфере. «Это приведет к очевидным вещам — доля малого бизнеса в России станет еще меньше. Если раньше она не дотягивала до 20%, то в период пандемии количество ИП и прочих малых предпринимателей сократилось чуть ли не вдвое», — резюмирует Павел Уткин. close Агентство «Москва»


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика