Путь в Самару и из нее в Москву планировался на поезде, и эта железнодорожная часть путешествия, пожалуй, из всей поездки оказалась самой недружелюбной. Во-первых, на перроне невозможно воспользоваться лифтом — специально обученный охранник впускает туда только инвалидов со справкой и мам с детскими колясками. Всех остальных с тяжелым багажом ждет обычная лестница, на которой рельсы уложены без долгих размышлений над тем, чтобы они соответствовали расстоянию между колесиками чемодана. Я даже не поленилась оставить письменный отзыв заместителю начальника вокзала, но ответа не получила. Во-вторых, разочаровал поезд «Двухэтажный состав» Москва — Самара. Было любопытно прокатиться именно на таком составе, причем мы заранее прочитали, что лучше брать купе на первом этаже — на втором сильно раскачивает. «11 лет ходит состав, и 11 лет сплошные жалобы», — посетовала наша проводница. Неоправданно укороченные полки, автоматическая вентиляция, которая не позволяет проводнику вручную регулировать температуру, и ряд других инженерных просчетов не омрачили путешествия, но сделали его менее комфортным. Гостиницу мы выбирали по таким параметрам: исторический центр, близко к вокзалу и набережной, комфортную и среднюю по бюджету. Идеально по этому критерию подошла трехзвездочная гостиница «Бристоль-Жигули», ул. Куйбышева, 111. Памятник культурного наследия: роскошное здание в стиле модерн начала XX века, с ажурными чугунными лестницами, аутентичными зеркалами во всю стену и барельефными вставками со стилизованным растительным орнаментом моментально погружает в эпоху ар-нуво. Вокруг гостиницы масса ресторанчиков на любой вкус, но мы облюбовали соседний грузинский «Хачапури тетушки Марико» на ул. Куйбышева, 89 и все три дня ходили только туда. Так нам понравилась кухня! Стильные интерьеры, к заказу приносят комплимент — белое или красное домашнее вино, а в будни по цене бизнес-ланча предлагают блюда из основного меню. Человек, который любит изучать нестандартные дома, разглядывать рекламные вывески и просто исследовать городской ландшафт, в Самаре найдет много интересного. Даже за очень короткое время этот город пополнил мою «копилку идей и впечатлений» разными творческими находками. Магазинчик тканей — простенок возле дверей оформлен постером с изображением гламурной девушки, сидящей на платформе стола швейной машинки «Зингер»; возле входа в «Сырную лавку» на ул. Венцека, 18 покупателей зазывает задорный пластиковый козел, а через улицу туристов приветствует деревянный домик явно прошлого века, по окнам которого можно определить, как поднялся за век «культурный слой». На ул. Куйбышева, 103 в американском кафе «Бенджамин» — стилизация под старый Нью-Йорк. На улицу выведена колонка с танцевальной музыкой 30-х годов — хочется остановиться и как минимум обратить внимание, а как максимум — зайти. По соседству железные ворота с граффити — что здесь делает Фредди Меркьюри? А на улице Ленинградской, 24, напротив Почтамта — инсталляция на стене дома из старых разномастных почтовых ящиков, дань прошлому Самары. Ее создали волонтеры — участники фестиваля по восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест». В центре много уникальных зданий разных архитектурных стилей, некоторые из них прекрасно отремонтированы и сопровождаются исторической справкой, например, особняк Серебренниковой в редком для Самары псевдомавританском стиле на ул. Степана Разина, 41. Теперь в нем находится стационар кожно-венерологического диспансера. В силу специфики работы я всегда обращаю внимания на особенности больниц в разных городах и думаю, что интересный и неунылый дизайн несколько уравновешивает те эмоции, которые вызывает вынужденное обращение к медицине. А вот разрушающаяся больница Красного Креста по ул. Льва Толстого, 123, построенная в 1902 г., вызывает печаль. Великолепное здание бордового кирпича воскрешает в памяти образ медицинских сестер и врачей начала века. Когда к пациенту обращались «голубчик» и могли хрипы в легком услышать, приложив чуткое ухо к спине больного. При написании этого материала я выяснила, что больницу все-таки будут восстанавливать. На «Грушу», «Грушинку», съезжаются любители авторской песни со всей страны, чтобы «наполнить музыкой сердца, устроить праздники из буден», как пел Юрий Визбор. Фестивалю в 2023 г. 50 лет, и полвека он носит имя Валерия Грушина — студента-барда, спасшего ценой своей жизни тонущих в реке детей. Я не предполагала, что буду делиться впечатлениями публично, поэтому на фото из самарской поездки кадр где-то не поставлен, а где-то и вовсе его нет. Но «картинка» вдохновляющая, поверьте! Большинство участников и слушателей приезжает на трехдневный фестиваль с палатками на своих машинах, в том числе и встреченные мной земляки-уральцы. Ну, а мы приехали туда на один день на специальном «Грушинском экспрессе», который идет с железнодорожного вокзала. У касс нас, «грушенцев», ориентирует большая вывеска и сразу идет погружение в атмосферу: помимо современного билета дают и ретро — небольшой картонный прямоугольник. Кто помнит такие билетики? К подаче поезда лучше уже дежурить на перроне — состав короткий, а желающих много. Но с первых минут чувствуется, что ты едешь не просто в электричке, а именно в бардовской. Во-первых, интерьеры. На стенах и потолке нотный стан и слова любимых песен: «Милая моя, солнышко лесное», «С моим Серегой мы шагаем по Петровке». В простенках — постеры, сколько участников было на фестивале в каждом минувшем году, имена лауреатов и что происходило в стране в это время. Вот 1972 год — год пятого фестиваля. В нем приняло участие 8 тыс. человек (а в 2022 г. для сравнения — 50 тыс.) из 24 городов. Председателем жюри был Александр Городницкий, а одним из лауреатов — Александр Дольский из Свердловска. В СССР в это время сошел с конвейера первый серийный ВАЗ-2103 и вышел фильм режиссера Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Во-вторых, сама атмосфера. Народу много, одни по-туристски устроились на полу, другие уже дают импровизированный концерт под гитару, незнакомые люди делятся друг с другом полезной организационной информацией и теснятся, чтобы подсадить к себе маленьких пассажиров. Думаю, если в повседневную жизнь мы вернем больше неравнодушия к попутчикам, то все от этого только выиграем. И для такого масштабного события «поляна» на Мастрюковских озерах, где проходят все концерты фестиваля, хорошо организована. С точки зрения быта — стоят цистерны с бесплатной питьевой водой, биотуалеты, душевые, цены на кофе и пироженки-мороженки, вопреки ожиданиям, не выше, чем в городе. Мы, гости, можем пообщаться с участниками оргкомитета, ну и, конечно, наготове весь арсенал медицинско-пожарной помощи. С точки зрения творчества — площадки самые разнообразные. Можно развалиться на траве и петь любимые песни у «Грушинского костра» или в «Чайхоне», брать мастер-классы игры на народных инструментах под девизом «Музыка всем», открывать новые таланты на площадке «Время колокольчиков» или пританцовывать перед Главной сценой, где собираются коллективы побольше. Лично для меня стало особым удовольствием близко, буквально в двух метрах, послушать голос Галины Хомчик и попить кофе за столиком с Вадимом Егоровым, к чьей песне «нам сестренкой каюк» я подбирала аккорды по слуху еще в школе. И до этого дня не знала, что автор — он! Без долгих перечислений скажу, что практически все любимые барды нашей страны в разные годы внесли вклад в развитие этого замечательного фестиваля, и можно надеяться, что в юбилейном 2023 г. мы все вместе споем «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Путь к бару при заводе «Жигулевское пиво» мы проделали через Струковский сад, разбитый аж в 1820 г. Садик небольшой, но милый и ухоженный, там приятно побродить по дорожкам, посмотреть памятник в честь первого исполнения популярного вальса «На сопках Маньчжурии», а потом пообщаться с мудрым филином, присев на специальную скамеечку. Но засиживаться особо некогда и, согласно навигатору, через 6 пеших минут мы уже у комплекса (Волжский проспект, 4), который объединяет завод, магазин и бар _