«Не творят, не взрослеют, ничего не хотят». Почему дети апатичны, и как это изменить? - «Новости России» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

«Не творят, не взрослеют, ничего не хотят». Почему дети апатичны, и как это изменить? - «Новости России»

«Не творят, не взрослеют, ничего не хотят». Почему дети апатичны, и как это изменить? - «Новости России»
Новости России / Мнения
09:20, 20 март 2023
516
0
«Не творят, не взрослеют, ничего не хотят». Почему дети апатичны, и как это изменить? - «Новости России»
Анастасия Беренова. Иллюстрация: личный архив

Ребенок перестал быть тем, кто может сам решать. На это повлияли и сторонники опасного мира заговоров, и сторонники «светлых идей», — считает психолог Анастасия Беренова. Как не навредить своим детям?

#ДЕТИ#МНЕНИЯ


Как у учеников из 90-х выросли ужасно законтролированные дети, почему это плохо, и что делать, чтобы они не проваливались «в липкую пассивную массу» — мнение эксперта по детской безопасности Анастасии Береновой.



справка


 
В 2018 г. Анастасия Беренова вместе с мужем Максимом Береновым создали АНО «Территория безопасности». Занимаются комплексной работой по снижению конфликтов, а также учат детей самозащите. Консультируют педагогов и родителей. Авторы проекта «Антибуллинг-навигатор» — системы методической поддержки преподавателей и обучения детей навыкам разрешения конфликтов в школьных и студенческих коллективах. Ежегодно организуют зимние и летние программы выезда для детей.
 
Читайте также - Первые онлайн-казино, появившиеся около 20 лет назад, быстро изменили всю индустрию азартных игр, поскольку делать ставки и играть стало намного проще, чем раньше, лайв рулетка.


— Размышления про «почему не хотите к нам летом» привели меня к весьма неутешительным выводам. Апатия стала основой бытия и у детей, и часто у родителей. В большинстве случаев нежелание ехать куда-то летом объясняется так: «я-то хочу, ребенок ничего не хочет». На родительских собраниях главный вопрос: что делать, если он (ребенок) ничего не хочет? Приходя в обычные школы, я замечаю: основная масса детей — неактивные. Есть узкая прослойка тех, кто имеет непоколебимый движок или хорошую подпитку от ресурсных взрослых. Остальные — нет. В чем дело? Пассивность — новая травма поколения.



Это ужасно законтролированное поколение



Нынешние подростки выросли в парадигме «свой хороший — чужой плохой». Их родители (мы) стали свидетелями нагнетания обстановки год за годом. Вместо того, чтобы данную свободу освоить, бывшие ученики из 90-х в массе своей пытались вернуть безопасность любой ценой. То, что мне непостижимо — небезопасно. И точка. Тут и мировые заговоры, и опасный интернет, и стигматизация многих тем. Все, что не вошло в картинку мира взрослого, признавалось опасным. Но хуже даже не это, а то, что ребенка лишили возможности с опасностями обходиться самостоятельно, с учетом его готовности. Вместо этого — контроль над информацией, а это значит инфантилизация и тотальное насилие, нарушение границ под видом заботы. Меня шокирует, что для многих подростков стало нормальным, что их переписку может читать их вторая половинка. Как? А вот так, в детстве задали норму.



Если продолжить тему травмы поколений, то обходиться с «опасным» новым материалом можно по-разному. Но именно тут встает требование к миру, страх будущего не признается личной проблемой. Не «меня тревожат группы в ВК, потому что я мало о них и их действиях знаю», а это «мировое зло». Мир должен поменяться под мои страхи.



Ребенок перестал быть субъектом своей жизни



Он стал объектом — получателем, тем, за кого решили. Не тем, кто может сам решать. Причем постарались тут с двух сторон — как сторонники «опасного мира заговоров», где нужно ребенка непременно отгородить от всего, что взрослый, оправдываясь заботой, попросту не выдерживает, так и сторонники современных «светлых» идей о борьбе с травлей или насилием. И тут ключевое — «ребенок не может справиться», «ребенок не может дружить со взрослыми», «ребенок не может быть на равных с взрослым». И мое самое нелюбимое: «раз есть сексуализированное насилие, детей педагогу нельзя обнимать совсем, вообще никак».




Оба взгляда на мир — две стороны одной медали, просто одни будут ссылаться на «традиционные ценности», а вторые — на «прогрессивный мир». Результат один: ребенка лишают навыков коммуникации и взросления.




Правильно же дать навыки разрешения вопросов и понимания того, когда, в какой момент нужно обратиться за помощью. А равенство и дружбу с детьми выдерживать, сочетая с другими ролями. Но это слишком сложно. Поэтому не вписывается в концепцию «запретить все, что я не выдерживаю».



Это тупик, поколение снежинок и культура жертвы, это позиция, когда творить невозможно — вдруг кто-то не выдержит. Вот дети тоже и не творят, и не взрослеют. И самое страшное — они поняли, что так удобно. И при первом же столкновении с реальностью будут считать себя обиженными.



Образование стало сухим и казенным



Я еще застала школу 90-х, с запахом свободы, с желанием рассуждать и творчеством педагогов. Не скажу, что я считаю эту модель идеальной или ностальгирую, но натаскивание к ЕГЭ и бумажная отчетность в школах сделала две ужасные вещи:



а) учиться стало в большей степени не интересно



б) творческие педагоги ушли в свободное плавание.



Ах, да, еще родители.




Когда родители стали воспринимать школу как место, где дети не должны встречаться с невыносимым для родителей, оттуда уползли остатки живого. Не все конечно, но одной мамаши, которая завалит бумагами всю школу за пейзаж с радугой, достаточно, чтобы показывать только пейзажи с серым небом.




Это метафора, но прецеденты были.



Тема секса и секспросвета — самая точная лакмусовая бумажка



Если взрослый не выдерживает тему сексуальности, у него мало жизненной силы и мало ресурса, чтобы поддержать подростка во взрослении. Так бывает, и это не плохо — это данность. В такой ситуации ребенку лучше найти другого взрослого и опираться на него. Если педагог не выдерживает, он не сможет быть хорошим наставником.



Что я вкладываю в слово «выдерживать»? Это не значит налево и направо говорить «об этом». Это значит — уметь без ханжества ясно смотреть в эту тему. Если что-то не нравиться, осознавать свою непримиримость и быть с ней в согласии, видеть ее, воспринимать как свою, не навязывать как общее моральное правило. Да, я что-то не выдерживаю, другой не выдерживает другое, главное, что в этом нет причинения вреда.




Лучший способ справляться — широта взгляда и ум исследователя, а не критика. Чем больше запретов на тему секса, тем больше апатии — это закономерность.




Надеюсь, тут маятник уже в крайней точке, и начнется разворот.



Несколько истощающих вещей:




  • снижение тестостерона (фиксируют во всем мире). Это следствие и низкой физической активности (когда дети бегали по двору после школы сами?). И физической законтролированности (ребенок должен быть занят, его нельзя оставлять наедине с собой). И питание — макароны да булки.


  • неумение трудиться. Две крайности — или трудиться через силу, во имя подвига, или делать то, что легко, как завещал инстаграм (социальная сеть принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России). Идея, что надо приучать детей к удовольствию от труда — единственное верное, но мало используемое решение. Без геройства, пафоса, просто потому что хорошо в моменте делать дело.


  • дети массово не знают чего хотят. Родители начинают паниковать на стадии выбора профессии. На самом деле пассивность куда раньше заметна, интерес к жизни не возникает. «Не знаю чего хочу», «скажите, как надо» и пр. Я услышала двадцать таких ответов на мастер-классе и закатила глаза с криками «кто страну поднимать-то будет». Не поднять же, надорвутся, бедняжки.


  • навязывание патриотизма. Активность, конечно, могла бы пойти на пользу, и силу и связь с землей нужно и можно осваивать. Но казенщина в диалоге с детьми, неумение выдерживать их реальность делает обратное.


  • пассивность в отношениях у подростков. Нормально, неактивно, часто без особого выбора, ну есть у меня кто-то и все. Ну, как есть.



Трудно дышать и жить в такой реальности тем, кто живет из интереса, исследования, радости. Чтобы ребенку не провалиться в эту липкую пассивную массу, стоит сделать несколько вещей:




  1. Научиться отпукать детей. Тревожные взрослые — ваши страхи — это ваши проблемы. Идите к психологам, пейте успокоительные, но не нагружайте детей. Иначе они вырастут пассивными взрослыми или, что правильнее, поднимут бунт. Тревога очень мешает. Она закрывает вас от по-настоящему доверительных отношений с детьми и их — от мира. Это есть, но с этим нужно работать. Лишать ребенка радости от свободы и познания мира — не забота, а эгоизм. Эгоизм, потому что вам просто удобно не смотреть в тревогу. Мантра-формула: «я дал ребенку нужные знания или нашел ему того, кто дает эти знания, поэтому я за него спокоен». Сюда же — важность собственной жизни. Если своя жизнь яркая, тревоги и контроля меньше. На это просто времени не хватит.


  2. Искать интерес. Учеба и увлечения должны быть интересными. Нудная деятельность не может приносить удовольствие. Радость от познания и труда — то, что важно дать. Но чтобы это возникло, надо увлечь. Очень важно уважать интересы. Вам они могут казаться дурацкими, а для ребенка это источник силы.


  3. Осваивать теневые стороны жизни, исследовать. Искать и находить контакт со своей сексуальностью, уметь говорить на сложные темы. Иногда то, что невыносимо, становится огромным ресурсом, а то, что невыносимо в подростке, на самом деле просто то, что взрослому сложно принять, а не конец света.


  4. Быть в контакте с ребенком. Контроль — это неспособность быть в контакте.


  5. Не развлекать детей. Не надо засилья аниматоров, кружков, досуга. Надо самостоятельно учиться и проживать скуку, и с ней справляться. Придумать игры на праздник дети тоже могут сами. Не могут — пусть поскучают, не рассыплются. Дать инструменты, как себя занять — это другое. Дать возможность выбора — да, обязательно.


  6. Быть исследователем. Позиция исследователя в критической ситуации гораздо ресурсное позиции моралиста или слишком вовлеченного спасателя. И ребенку проще, когда вы не ищете опасности, а наблюдаете, как меняется мир, исследуете глупость тех, кто придумал вокруг столько опасностей. Мир не безопасен, но реальные опасности находятся совсем в другой плоскости.


  7. Не бояться быть авторитетными, надавить, настоять, не теряя уважения к ребенку. Неустойчивый взрослый, шаткий, не умеющий настоять там, где действительно важно, тоже не дает жизненных сил. Это тоже крайность. Попытка потакать детям из неустойчивости (не хочешь, ну и не надо) также вредна, как и отстраненность или тотальное подавление.



Другие причины апатии:



— высокая чувствительность и вовлеченность в мировые процессы;



— проблемы со здоровьем, порой, невидимые;



—признаки депрессии;



— реакция на проблемы в отношениях, травлю и прочее;



— наличие зависимости. Тут, конечно, надо включаться.



Но это принципиально того, что вредно для детей, и было описано выше. Скорее так: все, что описано выше, увеличивает вероятность возникновения таких причин.





Травля, суициды, скулшутинг… Что могут сделать родители и школа, чтобы этого стало меньше?



Как пережить смерть близкого человека самому и помочь пережить другому — Оксана Собина



 


Анастасия Беренова. Иллюстрация: личный архив Ребенок перестал быть тем, кто может сам решать. На это повлияли и сторонники опасного мира заговоров, и сторонники «светлых идей», — считает психолог Анастасия Беренова. Как не навредить своим детям?


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика