Темные люди. Недовольство чернокожими актерами в «Бриджертонах» — не расизм, а невежество - «Мнения» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Темные люди. Недовольство чернокожими актерами в «Бриджертонах» — не расизм, а невежество - «Мнения»

Темные люди. Недовольство чернокожими актерами в «Бриджертонах» — не расизм, а невежество - «Мнения»
Мнения
00:00, 14 январь 2021
947
0

Андрей Архангельский
журналист

Волну критики в российских соцсетях вызвал сериал «Бриджертоны», где в ролях английских аристократов снимаются актеры афроамериканского происхождения. Таких фильмов в мире становится все больше, но реакция на них всегда одинакова и принимает форму заботы о культуре – «не соответствует эпохе!»

Несмотря на звучное название «Бриджертоны» – особенно для уха тех, кто воспитан на советских образах английского аристократизма (Бэрримор! Баскервили! Миссис Хадсон!) – литературная основа сериала создана нашей современницей. Сериал Bridgerton снят по мотивам псевдоисторических женских романов американской новеллистки Джулии Куинн (родилась в 1970 году). Ее серия о семье Бриджертонов состоит из восьми книг, действие каждой разворачивается на фоне высшего английского общества начала 19 века в эпоху Регентства. Большинство сцен – сознательная компиляция на тему классических произведений; это выдуманный мир; так сказать, «мир, написанный поверх Джейн Остин». Упреки в «историческом несоответствии» чему-то там в этом аспекте выглядят более чем нелепо. Но не будем спешить, читатель! – как пишут обычно в старинных романах.

Джулия Куинн продолжает традицию, заложенную в 1986 году, когда вышел роман «Уитни, любимая» американской писательницы Джудит Макнот: она считается основоположницей жанра любовного романа, использующего в качестве фона эпоху Регентства. С тех пор появилось более 50 авторов сентиментального жанра, пишущих в подобном стиле. Например, англичанка Сюзанна Кларк. Действие ее романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», по которому тоже сняли сериал, также происходит в эпоху Регентства. Один из рецензентов назвал произведения Кларк «сочетанием равных долей Джейн Остин и Чарльза Диккенса, приправленных Роулинг и Толкином».

Словом, все эти «исторические романы» – такая современная американская и европейская народная забава, разновидность массовой литературы в духе Акунина. Почти все эти книги написаны с позиции «освобожденной женщины», которая обычно играет в произведении главную роль. Она тут «решает», а не мужчины; эта позиция тоже вряд ли «соответствует эпохе». Но подобная феминистическая призма и есть то, что внесли авторы нового сентиментализма от себя в интерьеры 19 века.

В романах, подобных серии о Бриджертонах, «решает» женщина, это тоже вряд ли «соответствует эпохе»

Темнокожие герои в ролях аристократов 19 века – не более чем продолжение этой игры. То, что «постмодернизм — это игра», знают у нас даже малые дети: но весь вопрос в том, для чего вы используете эту игру (примерно 50% альтернативной литературы в России, т.н. «попаданцев», например, о том, как спасти Сталина и Советский Союз). Участие темнокожих актеров в «Бриджертонах» выглядит еще и как сознательный сценический прием, подобный тому, что использован в мюзикле Hamilton (2020), где отцов-основателей США играют афроамериканцы, а со сцены звучит рэп. Основная мысль в «Бриджертонах» о неравенстве – но не расовом, а социальном. Акцент сделан как раз на том, что отличия по цвету кожи менее существенны, чем отличия в социальном положении, воспитании, образовании и т.д. Но ответ нашего массового зрителя всегда один – суровый: «не соответствует эпохе!»

Когда палец указывает в небо, дурак смотрит на палец. Про «несоответствие эпохе» пишут и говорят люди, которые без всякого смущения годами смотрят один бесконечный сериал «счастливы вместе в СССР». Вышли уже сотни российских сериалов и фильмов якобы о советском прошлом, где ничто не напоминает о советской реальности. Собственно, это и есть альтернативный, ну, или «небесный СССР», который никогда не существовал. Где у каждого второго – сталинская двушка и автомобиль «Москвич» в собственности. Где нет грязи в магазинах и на улицах, нет бесконечных очередей, нет дефицита, нет мата и криков «не занимать!» и т.д. Где в продаже всегда есть мясо, масло, молоко, сметана, крупы, шампанское! И все девушки напоминают Одри Хепберн в лучшие ее годы. И те же зрители, которые пишут про «несоответствие эпохи» в «Бриджертонах», всерьез обсуждают сюжет и актерскую игру в этих сериалах: кто лучше сыграл очередного чекиста, который бескорыстно спасает людей - актер N или актер M?

Про «несоответствие эпохе» говорят люди, которые годами смотрят бесконечный сериал «счастливы вместе в СССР»

Требуя «соответствия», российские зрители, стало быть, защищают права наследственной английской аристократии - в стране, где собственная аристократия была изведена под корень после 1917 года. Конечно, такое случилось не только у нас – но только у нас, уничтожив аристократию в 1917-м, ее затем превратили в мумию и вытащили на сцену – начиная с 1940-х годов, с помощью советского кино и театра; сделав вид, что «ничего не случилось». Постановки Чехова и других классиков 19-го - начала 20 веков, которыми у нас так гордятся (министр культуры Ольга Любимова переживает, что «доля спектаклей по русской классике не достигает 50% от всех постановок по стране» ) – это и есть настоящая альтернативная история, гораздо более масштабная, чем какие-то там невинные «Бриджертоны».

Бесконечные дяди Вани и три сестры и сегодня продолжают жить на наших сценах как ни в чем не бывало, будто они – наши прабабушки и прадедушки. Увы, мы – не их наследники. Нехорошо переписывать Чехова, но, ей богу, гораздо важнее и полезнее сегодня было бы поставить альтернативный спектакль о том, как сложилась судьба чеховских героинь после 1917 года. Правда, это будет триллер – c маркировкой 18+, 25+, 45+? Но в этом было бы больше пользы – не говоря уже о том, что правды точно было бы больше, чем в бесконечной тавтологии.

Наконец, люди, которые в советские годы были воспитаны на идеалах интернационализма и в историческом недалеке клеймили «колониальную политику Запада», теперь буквально выискивают взглядом актеров с другим цветом кожи. И это является «главным и единственным содержанием их сообщения», как сказал бы философ. Поразительно: эти люди могли бы так явно не демонстрировать в общем-то постыдные комплексы. «Некрасиво показывать пальцем» – но люди не могут себя сдержать, страсть сильнее. Это иррациональное чувство, оно не дает покоя, оно рвется наружу и не успокоится, пока не будет высказано вслух, хотя бы в культурной форме: «Не соответствует эпохе!».

Нет, это не расизм. Мы живем в обществе, где базовые понятия не названы по именам, не осознаны даже – то есть, находимся на той стадии развития, что и мольеровский господин де Журден, который не знал, что всю жизнь разговаривал прозой. Мы имеем дело с обществом, которое находится в неосознанной стадии. Вся эта «забота о соответствии» есть забота не о культуре даже – а о прошлом как таковом, которое теперь заняло место высшей ценности. Это еще и бесславная попытка «спастись от модерна» - когда весь мир меняется молниеносно, на глазах. Сохранить с помощью заботы о прошлом такой вот «закоулочек без Других». Вся эта борьба трампистов, евроскептиков или наших патриотов за традиционные ценности, за «старый добрый мир» – это на самом деле попытка сохранить мир, разделенный на сословные, расовые или идеологические перегородки; мир без противоречий, без сложностей, без связей и коммуникаций. «Старый добрый мир», где все на своих местах, где всяк знает свой шесток и не нарушает конвенций, где именно цвет кожи имеет значение (mаtter!), а не человеческое достоинство, не человечность как таковая.

Это не расизм, а попросту невежество. За этим всегда кроется собственное социальное фиаско и страх пред настоящим и будущим, которое прикрывается заботой о культуре. Прошлое должно учить, а не потакать, не заколдовывать, не замалчивать. Костюмное кино тоже способно чему-то научить. И, конечно, если этот не хватающий звезд с неба сериал и другие, ему подобные, напоминают о подлинном уровне невежества в нашем обществе - что ж, скажем им спасибо хотя бы за это.


Андрей Архангельский журналист Волну критики в российских соцсетях вызвал сериал «Бриджертоны», где в ролях английских аристократов снимаются актеры афроамериканского происхождения. Таких фильмов в мире становится все больше, но реакция на них всегда одинакова и принимает форму заботы о культуре – «не соответствует эпохе!» Несмотря на звучное название «Бриджертоны» – особенно для уха тех, кто воспитан на советских образах английского аристократизма (Бэрримор! Баскервили! Миссис Хадсон!) – литературная основа сериала создана нашей современницей. Сериал Bridgerton снят по мотивам псевдоисторических женских романов американской новеллистки Джулии Куинн (родилась в 1970 году). Ее серия о семье Бриджертонов состоит из восьми книг, действие каждой разворачивается на фоне высшего английского общества начала 19 века в эпоху Регентства. Большинство сцен – сознательная компиляция на тему классических произведений; это выдуманный мир; так сказать, «мир, написанный поверх Джейн Остин». Упреки в «историческом несоответствии» чему-то там в этом аспекте выглядят более чем нелепо. Но не будем спешить, читатель! – как пишут обычно в старинных романах. Джулия Куинн продолжает традицию, заложенную в 1986 году, когда вышел роман «Уитни, любимая» американской писательницы Джудит Макнот: она считается основоположницей жанра любовного романа, использующего в качестве фона эпоху Регентства. С тех пор появилось более 50 авторов сентиментального жанра, пишущих в подобном стиле. Например, англичанка Сюзанна Кларк. Действие ее романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», по которому тоже сняли сериал, также происходит в эпоху Регентства. Один из рецензентов назвал произведения Кларк «сочетанием равных долей Джейн Остин и Чарльза Диккенса, приправленных Роулинг и Толкином». Словом, все эти «исторические романы» – такая современная американская и европейская народная забава, разновидность массовой литературы в духе Акунина. Почти все эти книги написаны с позиции «освобожденной женщины», которая обычно играет в произведении главную роль. Она тут «решает», а не мужчины; эта позиция тоже вряд ли «соответствует эпохе». Но подобная феминистическая призма и есть то, что внесли авторы нового сентиментализма от себя в интерьеры 19 века. В романах, подобных серии о Бриджертонах, «решает» женщина, это тоже вряд ли «соответствует эпохе» Темнокожие герои в ролях аристократов 19 века – не более чем продолжение этой игры. То, что «постмодернизм — это игра», знают у нас даже малые дети: но весь вопрос в том, для чего вы используете эту игру (примерно 50% альтернативной литературы в России, т.н. «попаданцев», например, о том, как спасти Сталина и Советский Союз). Участие темнокожих актеров в «Бриджертонах» выглядит еще и как сознательный сценический прием, подобный тому, что использован в мюзикле Hamilton (2020), где отцов-основателей США играют афроамериканцы, а со сцены звучит рэп. Основная мысль в «Бриджертонах» о неравенстве – но не расовом, а социальном. Акцент сделан как раз на том, что отличия по цвету кожи менее существенны, чем отличия в социальном положении, воспитании, образовании и т.д. Но ответ нашего массового зрителя всегда один – суровый: «не соответствует эпохе!» Когда палец указывает в небо, дурак смотрит на палец. Про «несоответствие эпохе» пишут и говорят люди, которые без всякого смущения годами смотрят один бесконечный сериал «счастливы вместе в СССР». Вышли уже сотни российских сериалов и фильмов якобы о советском прошлом, где ничто не напоминает о советской реальности. Собственно, это и есть альтернативный, ну, или «небесный СССР», который никогда не существовал. Где у каждого второго – сталинская двушка и автомобиль «Москвич» в собственности. Где нет грязи в магазинах и на улицах, нет бесконечных очередей, нет дефицита, нет мата и криков «не занимать!» и т.д. Где в продаже всегда есть мясо, масло, молоко, сметана, крупы, шампанское! И все девушки напоминают Одри Хепберн в лучшие ее годы. И те же зрители, которые пишут про «несоответствие эпохи» в «Бриджертонах», всерьез обсуждают сюжет и актерскую игру в этих сериалах: кто лучше сыграл очередного чекиста, который бескорыстно спасает людей - актер N или актер M? Про «несоответствие эпохе» говорят люди, которые годами смотрят бесконечный сериал «счастливы вместе в СССР» Требуя «соответствия», российские зрители, стало быть, защищают права наследственной английской аристократии - в стране, где собственная аристократия была изведена под корень после 1917 года. Конечно, такое случилось не только у нас – но только у нас, уничтожив аристократию в 1917-м, ее затем превратили в мумию и вытащили на сцену – начиная с 1940-х годов, с помощью советского кино и театра; сделав вид, что «ничего не случилось». Постановки Чехова и других классиков 19-го - начала 20 веков, которыми у нас так гордятся (министр культуры Ольга Любимова переживает, что «доля спектаклей по русской классике не достигает 50% от всех постановок по стране» ) – это и есть настоящая альтернативная история, гораздо более масштабная, чем какие-то там невинные «Бриджертоны». Бесконечные дяди Вани и три сестры и сегодня продолжают жить на наших сценах как ни в чем не бывало, будто они – наши прабабушки и прадедушки. Увы, мы – не их наследники. Нехорошо переписывать Чехова, но, ей богу, гораздо важнее и полезнее сегодня было бы поставить альтернативный спектакль о том, как сложилась судьба чеховских героинь после 1917 года. Правда, это будет триллер – c маркировкой 18 , 25 , 45 ? Но в этом было бы больше пользы – не говоря уже о том, что правды точно было бы больше, чем в бесконечной тавтологии. Наконец, люди, которые в советские годы были воспитаны на идеалах интернационализма и в историческом недалеке клеймили «колониальную политику Запада», теперь буквально выискивают взглядом актеров с другим цветом кожи. И это является «главным и единственным содержанием их сообщения», как сказал бы философ. Поразительно: эти люди могли бы так явно не демонстрировать в общем-то постыдные комплексы. «Некрасиво показывать пальцем» – но люди не могут себя сдержать, страсть сильнее. Это иррациональное чувство, оно не дает покоя, оно рвется наружу и не успокоится, пока не будет высказано вслух, хотя бы в культурной форме: «Не соответствует эпохе!». Нет, это не расизм. Мы живем в обществе, где базовые понятия не названы по именам, не осознаны даже – то есть, находимся на той стадии развития, что и мольеровский господин де Журден, который не знал, что всю жизнь разговаривал прозой. Мы имеем дело с обществом, которое находится в неосознанной стадии. Вся эта «забота о соответствии» есть забота не о культуре даже – а о прошлом как таковом, которое теперь заняло место высшей ценности. Это еще и бесславная попытка «спастись от модерна» - когда весь мир меняется молниеносно, на глазах. Сохранить с помощью заботы о прошлом такой вот «закоулочек без Других». Вся эта борьба трампистов, евроскептиков или наших патриотов за традиционные ценности, за «старый добрый мир» – это на самом деле попытка сохранить мир, разделенный на сословные, расовые или идеологические перегородки; мир без противоречий, без сложностей, без связей и коммуникаций. «Старый добрый мир», где все на своих местах, где всяк знает свой шесток и не нарушает конвенций, где именно цвет кожи имеет значение (mаtter!), а не человеческое достоинство, не человечность как таковая. Это не расизм, а попросту невежество. За этим всегда кроется собственное социальное фиаско и страх пред настоящим и будущим, которое прикрывается заботой о культуре. Прошлое должно учить, а не потакать, не заколдовывать, не замалчивать. Костюмное кино тоже способно чему-то научить. И, конечно, если этот не хватающий звезд с неба сериал и другие, ему подобные, напоминают о подлинном уровне невежества в нашем обществе - что ж, скажем им спасибо хотя бы за это.


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика