ОМОНизация экономики. Кризис приведет к потере суверенитета Беларуси и укреплению хунты - «Мнения» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

ОМОНизация экономики. Кризис приведет к потере суверенитета Беларуси и укреплению хунты - «Мнения»

ОМОНизация экономики. Кризис приведет к потере суверенитета Беларуси и укреплению хунты - «Мнения»
Мнения
11:12, 02 январь 2021
851
0

Ярослав Романчук
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, экономист

Жестокое подавление протестов в Беларуси сделало страну токсичной не только для IT-бизнеса, но и для международных инвесторов, белорусских производителей и малого бизнеса. В то же время оппозиция все громче призывает Запад отключить Беларусь от системы SWIFT. Старые и новые проблемы белорусской экономики не оставляют ей шанса на самостоятельный выход из рецессии, хоть власть вынужденно и дает оптимистичный прогноз на будущий год, считает президент Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Год назад премьер-министр Беларуси Сергей Румас заявил, что ресурсы традиционной белорусской экономики исчерпаны. Выход он видел в «создании новых производств, в том числе с привлечением иностранных инвесторов». Румас потерял работу, а традиционная модель «Белорусский Госплан» никуда не делась.

Лукашенко также жаловался, что в стране «не искоренена палочно-галочная система» и приказал от неё отказаться, но дальше слов дело не пошло. В 2020 году власти сохранили основные институты управления, структуру собственности и характер взаимоотношений между бизнесом и государством. Острый политический кризис, обнуление доверия к правовым институтам государства, гуманитарная катастрофа (более 30 тысяч репрессированных и более 150 политических заключенных) парализовал деятельность правительства в сфере экономической политики. Были заморожены все переговорные площадки между бизнесом и властью, приостановлена деятельностью разных рабочих групп, где обсуждались предложения по реформированию национальной экономики.

Правительство сделало ставку на искусственную поддержку отдельных государственных коммерческих проектов, стимулирование внутреннего спроса через рост зарплаты и пенсий. Дефицит ресурсов покрывался за счет внешних и внутренних заимствований. Ставка на валовые показатели (главное произвести, а не продать и получить оплату) позволила властям скрыть реальную глубину экономического кризиса.

За январь–октябрь 2020 года ВВП Беларуси сократился только на 1,1%, что позволило премьер-министру Роману Головченко заявить об успешной тактике нейтрализации кризисных явлений. Однако этот формальный показатель скрывает целый ряд системных, структурных дисбалансов. Сокращение темпов падения экономики произошло за счет увеличения объема токсичных и проблемных активов, роста неплатежей и ухудшения финансового положения коммерческого сектора, в том числе банков.

За январь–сентябрь 2020 года дебиторская задолженность коммерческих организаций выросла до примерно 49 млрд белорусских рублей (BYN), прибавив с начала года 18,5%. Внешняя же дебиторская задолженность выросла до 12,36 млрд BYN – на 30,6%. Это 11,6% ВВП за январь-сентябрь 2020 года. То есть, предприятия отгружали товары для выполнения валовых показателей и получения выгод от девальвации белорусского рубля.

По состоянию на 1 ноября 2020 года складские запасы составили BYN 5,15 млрд (68,3% среднемесячного объёма производства). Это тоже примерно 5% ВВП при прогнозе годового ВВП в 2020 году в 145 млрд белорусских рублей. Наконец, 1 октября этого года объем необслуживаемых активов составил 3,32 млрд белорусских рублей. Получается, что по итогам 2020 года из-за ставки на сохранение темпов роста ВВП объём токсичных, проблемных, неработающих активов составит около 21 млрд белорусских рублей, или приблизительно 15% годового ВВП. Очевидно, Совет министров сделал ставку на сохранение стабильности любой ценой. Платить эту высокую цену Беларусь будет в следующие годы.

По итогам 2020 года объем токсичных, проблемных, неработающих активов составит около 15% ВВП

При сокращении товарного экспорта примерно на 15% и провале государственных модернизационных проектов (только в одну деревообработку было «закачано» почти $4 млрд) власти активно раздували долговой пузырь. 1 ноября государственный долг составил 57,9 млрд белорусских рублей, что на 13,1 млрд, или на 29,3%, больше, чем в начале этого года. Внешний долг составил рекордную величину – $18,1 млрд. Это на $1 млрд (5,8%) больше, чем на начало года. Именно эти ресурсы были использованы для поддержки номенклатурно-силовых фаворитов в бизнесе.

Динамика кредитования предприятий реального сектора на фоне их финансовых показателей оттеняет скандально низкий уровень качества корпоративного управления и деятельности государства как собственника. К 1 октября долги по кредитам выросли на 22,1% с начала года, до 95,64 млрд белорусских рублей. Кредиторская задолженность выросла до 60,38 млрд белорусских рублей (на 10,7%). Более чем у 40% коммерческих организаций – острый дефицит оборотного капитала. Единственный источник – банки, которые и без того загнали предприятия в долговую ловушку. На погашение кредитов они вынуждены отдавать 29,2% выручки. В январе – сентябре этого года на это ушло 53,9 млрд белорусских рублей.

В промышленности дела и того хуже. Здесь на обслуживание кредитов пошло 38,6% выручки или 34,7 млрд белорусских рублей. Для сравнения чистая прибыль в январе – сентябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилась на 68,5% – до BYN 3 млрд, а сумма чистого убытка убыточных организаций взметнулась в 6,7 раз – до 6,5 млрд белорусских рублей.

Желание купить лояльность избирателей в 2020 году очень дорого обходится бюджету. При сокращении производительности труда на 0,9%, за январь–сентябрь 2020 года номинальная начисленная зарплата выросла на 13,5%, а реальная (с учётом инфляции) – на 7,8%. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 4,9%. Но даже при таких темпах роста власти провалили свой план по обеспечению средней зарплаты в $500.

Желание купить лояльность избирателей в 2020 году очень дорого обходится бюджету

А в наступающем году сохранить доходы населения хотя бы на уровне нынешнего года будет крайне проблематично. Значимый вклад в рост доходов традиционно давал IT-сектор, который в 2020 году белорусские власти повергли в состояние шока. Дошло до того, что один из лидеров этого сегмента экономики Микита Микадо, руководитель PandaDoc заявил, что Беларусь стала токсичной для IT-бизнеса.

В 2020 году в долларовом выражении ВВП сократится на 6-8 млрд (на 8-10%) – до $57-58 млрд. Бюджет органов госуправления с учётом курсовой динамики составит $20-21 млрд (минус 5-6 млрд). Экспорт товаров упадёт на $5-6 млрд, с $32,94 млрд в 2019 году до примерно $27-28 млрд. С учётом инвестиционной засухи, бегства мозгов и высококвалифицированных кадров, глубокой стагнации рынка труда Беларуси и сохранения удушающей фискальной и регуляторной нагрузки белорусская экономика с высокой степенью вероятности останется в зоне рецессии в 2021 году, несмотря на то, что будет происходить в экономиках ЕС и России. Этому же будут способствовать высокие инфляционные и девальвационные риски, существенно ограниченный доступ к мировому финансовому рынку и напряжение в отношениях с Россией. Вопреки очень оптимистическому прогнозу властей, которые ждут роста ВВП на 1,8%, падение экономики в следующем году может составить 3-5%.

Ситуацию значительно усугубят возможные секторальные санкции и отключение Беларуси от SWIFT. В такой ситуации на помощь белорусским «красным директорам» и номенклатурно-силовым фаворитам (это как частные, так и государственные предприятия) придут российские структуры. Они, а также коммерческие структуры из юрисдикций вне ЕС, будут оказывать белорусским предприятиям под санкциями всяческую организационную, логистическую и финансовую поддержку. Это усилит позиции сторонников тесного союза Беларуси и России, подтолкнёт белорусские власти к подписанию 31-й интеграционной главы и к созданию де-юре наднациональных органов с существенным поражением суверенитета Беларуси.

Кроме того, санкции нанесут очень болезненный удар по малому бизнесу и домашним хозяйствам. На мой взгляд, будут сильно затруднены переводы от работающих белорусов из-за рубежа. Расцветут серые схемы по организации расчётов. Предсказуемо их будут крышевать те же силовые органы. Так что Беларусь ожидает ОМОНизация экономики, что после ОМОНизации политики и права превратит страну во всеохватывающую хунту.


Ярослав Романчук Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, экономист Жестокое подавление протестов в Беларуси сделало страну токсичной не только для IT-бизнеса, но и для международных инвесторов, белорусских производителей и малого бизнеса. В то же время оппозиция все громче призывает Запад отключить Беларусь от системы SWIFT. Старые и новые проблемы белорусской экономики не оставляют ей шанса на самостоятельный выход из рецессии, хоть власть вынужденно и дает оптимистичный прогноз на будущий год, считает президент Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. Год назад премьер-министр Беларуси Сергей Румас заявил, что ресурсы традиционной белорусской экономики исчерпаны. Выход он видел в «создании новых производств, в том числе с привлечением иностранных инвесторов». Румас потерял работу, а традиционная модель «Белорусский Госплан» никуда не делась. Лукашенко также жаловался, что в стране «не искоренена палочно-галочная система» и приказал от неё отказаться, но дальше слов дело не пошло. В 2020 году власти сохранили основные институты управления, структуру собственности и характер взаимоотношений между бизнесом и государством. Острый политический кризис, обнуление доверия к правовым институтам государства, гуманитарная катастрофа (более 30 тысяч репрессированных и более 150 политических заключенных) парализовал деятельность правительства в сфере экономической политики. Были заморожены все переговорные площадки между бизнесом и властью, приостановлена деятельностью разных рабочих групп, где обсуждались предложения по реформированию национальной экономики. Правительство сделало ставку на искусственную поддержку отдельных государственных коммерческих проектов, стимулирование внутреннего спроса через рост зарплаты и пенсий. Дефицит ресурсов покрывался за счет внешних и внутренних заимствований. Ставка на валовые показатели (главное произвести, а не продать и получить оплату) позволила властям скрыть реальную глубину экономического кризиса. За январь–октябрь 2020 года ВВП Беларуси сократился только на 1,1%, что позволило премьер-министру Роману Головченко заявить об успешной тактике нейтрализации кризисных явлений. Однако этот формальный показатель скрывает целый ряд системных, структурных дисбалансов. Сокращение темпов падения экономики произошло за счет увеличения объема токсичных и проблемных активов, роста неплатежей и ухудшения финансового положения коммерческого сектора, в том числе банков. За январь–сентябрь 2020 года дебиторская задолженность коммерческих организаций выросла до примерно 49 млрд белорусских рублей (BYN), прибавив с начала года 18,5%. Внешняя же дебиторская задолженность выросла до 12,36 млрд BYN – на 30,6%. Это 11,6% ВВП за январь-сентябрь 2020 года. То есть, предприятия отгружали товары для выполнения валовых показателей и получения выгод от девальвации белорусского рубля. По состоянию на 1 ноября 2020 года складские запасы составили BYN 5,15 млрд (68,3% среднемесячного объёма производства). Это тоже примерно 5% ВВП при прогнозе годового ВВП в 2020 году в 145 млрд белорусских рублей. Наконец, 1 октября этого года объем необслуживаемых активов составил 3,32 млрд белорусских рублей. Получается, что по итогам 2020 года из-за ставки на сохранение темпов роста ВВП объём токсичных, проблемных, неработающих активов составит около 21 млрд белорусских рублей, или приблизительно 15% годового ВВП. Очевидно, Совет министров сделал ставку на сохранение стабильности любой ценой. Платить эту высокую цену Беларусь будет в следующие годы. По итогам 2020 года объем токсичных, проблемных, неработающих активов составит около 15% ВВП При сокращении товарного экспорта примерно на 15% и провале государственных модернизационных проектов (только в одну деревообработку было «закачано» почти $4 млрд) власти активно раздували долговой пузырь. 1 ноября государственный долг составил 57,9 млрд белорусских рублей, что на 13,1 млрд, или на 29,3%, больше, чем в начале этого года. Внешний долг составил рекордную величину – $18,1 млрд. Это на $1 млрд (5,8%) больше, чем на начало года. Именно эти ресурсы были использованы для поддержки номенклатурно-силовых фаворитов в бизнесе. Динамика кредитования предприятий реального сектора на фоне их финансовых показателей оттеняет скандально низкий уровень качества корпоративного управления и деятельности государства как собственника. К 1 октября долги по кредитам выросли на 22,1% с начала года, до 95,64 млрд белорусских рублей. Кредиторская задолженность выросла до 60,38 млрд белорусских рублей (на 10,7%). Более чем у 40% коммерческих организаций – острый дефицит оборотного капитала. Единственный источник – банки, которые и без того загнали предприятия в долговую ловушку. На погашение кредитов они вынуждены отдавать 29,2% выручки. В январе – сентябре этого года на это ушло 53,9 млрд белорусских рублей. В промышленности дела и того хуже. Здесь на обслуживание кредитов пошло 38,6% выручки или 34,7 млрд белорусских рублей. Для сравнения чистая прибыль в январе – сентябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилась на 68,5% – до BYN 3 млрд, а сумма чистого убытка убыточных организаций взметнулась в 6,7 раз – до 6,5 млрд белорусских рублей. Желание купить лояльность избирателей в 2020 году очень дорого обходится бюджету. При сокращении производительности труда на 0,9%, за январь–сентябрь 2020 года номинальная начисленная зарплата выросла на 13,5%, а реальная (с учётом инфляции) – на 7,8%. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 4,9%. Но даже при таких темпах роста власти провалили свой план по обеспечению средней зарплаты в $500. Желание купить лояльность избирателей в 2020 году очень дорого обходится бюджету А в наступающем году сохранить доходы населения хотя бы на уровне нынешнего года будет крайне проблематично. Значимый вклад в рост доходов традиционно давал IT-сектор, который в 2020 году белорусские власти повергли в состояние шока. Дошло до того, что один из лидеров этого сегмента экономики Микита Микадо, руководитель PandaDoc заявил, что Беларусь стала токсичной для IT-бизнеса. В 2020 году в долларовом выражении ВВП сократится на 6-8 млрд (на 8-10%) – до $57-58 млрд. Бюджет органов госуправления с учётом курсовой динамики составит $20-21 млрд (минус 5-6 млрд). Экспорт товаров упадёт на $5-6 млрд, с $32,94 млрд в 2019 году до примерно $27-28 млрд. С учётом инвестиционной засухи, бегства мозгов и высококвалифицированных кадров, глубокой стагнации рынка труда Беларуси и сохранения удушающей фискальной и регуляторной нагрузки белорусская экономика с высокой степенью вероятности останется в зоне рецессии в 2021 году, несмотря на то, что будет происходить в экономиках ЕС и России. Этому же будут способствовать высокие инфляционные и девальвационные риски, существенно ограниченный доступ к мировому финансовому рынку и напряжение в отношениях с Россией. Вопреки очень оптимистическому прогнозу властей, которые ждут роста ВВП на 1,8%, падение экономики в следующем году может составить 3-5%. Ситуацию значительно усугубят возможные секторальные санкции и отключение Беларуси от SWIFT. В такой ситуации на помощь белорусским «красным директорам» и номенклатурно-силовым фаворитам (это как частные, так и государственные предприятия) придут российские структуры. Они, а также коммерческие структуры из юрисдикций вне ЕС, будут оказывать белорусским предприятиям под санкциями всяческую организационную, логистическую и финансовую поддержку. Это усилит позиции сторонников тесного союза Беларуси и России, подтолкнёт белорусские власти к подписанию 31-й интеграционной главы и к созданию де-юре наднациональных органов с существенным поражением суверенитета Беларуси. Кроме того, санкции нанесут очень болезненный удар по малому бизнесу и домашним хозяйствам. На мой взгляд, будут сильно затруднены переводы от работающих белорусов из-за рубежа. Расцветут серые схемы по организации расчётов. Предсказуемо их будут крышевать те же силовые органы. Так что Беларусь ожидает ОМОНизация экономики, что после ОМОНизации политики и права превратит страну во всеохватывающую хунту.


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика