Историк Алексей Юдин: Евросоюз забыл о своей христианской основе - «Религия» » Информационное агентство.
Все новости мира
на одном сайте

Историк Алексей Юдин: Евросоюз забыл о своей христианской основе - «Религия»

Историк Алексей Юдин: Евросоюз забыл о своей христианской основе - «Религия»
Религия
09:20, 30 июнь 2021
654
0
Ватикан запустил процесс признания святым одного из отцов-основателей Европейского союза – Робера Шумана, премьер-министра послевоенной Франции. Политик был ключевой фигурой модели "новой Европы". В интервью известный историк-ватиканист Алексей Юдин объяснил, почему основанный на христианских ценностях проект все дальше и дальше уходит от них и как к этому относится Римско-католическая церковь. Беседовал Никита Бизин.- Алексей Викторович, в чем суть идеи Шумана?- На самом деле, отцов-основателей Евросоюза было семь. Эти люди разрабатывали проект послевоенной Европы. В их числе и Конрад Аденауэр, и Альчиде де Гаспери и многие другие. Основная идея, которую преследовали эти люди, – попытка создания наднациональной европейской организации. Это попытка по-новому ответить на вопросы "Что такое "европейский?" и "Что такое Европа?". Как говорил Шуман, это должен быть план преобразования "шаг за шагом": то есть выстраивать новую Европу предполагалось путем создания наднациональных экономических сообществ. А начинать следовало с угольного и сталелитейного секторов.- Ведь подобная идея создания наднационального союза была сформулирована и ранее? Например, Иммануилом Кантом?- Конечно. Этот проект был как политическим - как у Наполеона, - так и теоретическим –у Канта. Но каждый раз возникал вопрос: "А что же такое "европейское"? обладает ли Европа каким-то особым качеством?" и если в XVII – XIX веках ответ был ясным ("Да, конечно, обладает"), то в случае с отцами-основателями уже пришел биполярный мир: Европа и США план Маршалла; открытие второго фронта; выход США из политического и экономического изоляционизма и так далее. Естественно, была проблема: где, собственно, план новой Европы и где, не будем скрывать этого, экономические и политические интересы?Основная цель была примирить романно-германскую "грызню". И здесь, конечно, Шуман вышел на первый план. Он был философом-томистом. Ему были близки идеи Жака Маритена (французский философ, один из основателей философии неотомизма, воспринявшего идеи средневекового схоласта Фомы Аквинского – прим.ред.). Не обошлось и без влияния организации Pax Christi (католическое пацифистское движение – прим.ред.), которая имела большую популярность после Второй Мировой войны.- А в чем проявился религиозный элемент в деятельности отцов-основателей?- В Католической церкви уже давно живет, разрабатывается и прогрессирует в социальное учение. Оно не носит политический характер, что принципиально важно. Это, скорее, нравственная и смысловая коррекция европейской политики. А Шуман, как, впрочем, Аденауэр и де Гаспери создавали послевоенную христианскую демократию.Конечно, тут можно сказать, что в эту "игру" должен активно играть Святой престол. Да, были разные координаторы, медиаторы, но напрямую, конечно, Ватикан не входил в движение христианской демократии. Более того, он пытался дистанцироваться от социалистического движения внутри Италии. Мы ведь помним, что в 1948-49 годы церковь осудила коммунизм и приняла жесткие правила, которые препятствуют католиками участвовать в каком-либо распространении коммунистической доктрины. Это был жесткий противостояние коммунистической идеологии на Апеннинах. А с христианской демократией у Ватикана были позитивные, но более сложные отношения: Святой престол старался туда не влезать. Хотя и были люди, ответственные за эти контакты.- За что же тогда Ватикан хочет поставить Шумана в пример верующим?- Его могут беатифицировать не как политического деятеля (хотя это, конечно, учитывается), а как личность, которая обладает всеми необходимыми критериями святости – он проявил себя как истинный христианин.В католической церкви эти критерии довольно строгие. И как человек, участвовавший в комиссиях по беатификации, могу сказать, что работа в этой области очень сложная и кропотливая.- А как происходит процесс? В случае с Шуманом, насколько известно, верующие давно добиваются его признания блаженным.- Нужно изучить все поступки человека, проанализировать все его сочинения на предмет того, что могло бы стать препятствием для беатификации. Собираются всевозможные свидетельства "за" и "против" – письменные и устные. Все должно быть подтверждено. Например, я лично собирал документы, которые должны были быть заверены нотариально – что именно этот документ, а никакой другой, является подлинным.При этом уже нет никакого "адвоката дьявола" (человека, который собирал аргументы "против" канонизации или беатифкации), как это было раньше, до 1983 года. Но есть постулатор (специалист в области учения Церкви – прим. ред.), который следит за ходом процесса. Очень кропотливая и длительная процедура. Далее - ждут чудес, которые были бы зафиксированы. Важно, что эти явления должны быть необъяснимы с точки зрения науки.- А как сейчас Ватикан относится к наследию Шумана – Евросоюзу?- Первым тревогу забил папа Бенедикт XVI, который сказал, что Европа уничтожает свои корни. А вообще Святой престол является постоянным наблюдателем при крупнейших международных организациях, в том числе и в Совете Европы. И выступления его дипломатических представителей очень часто имеют критический характер. Например, слова по поводу современного преследования христиан в мире и их ускореннной изоляции в Европе - то, что называется христианофобией. Впервые Святой престол заявил об этом еще в начале 2000-ых. Однако тогда это замолчали. То же самое и в случае с недавним протестом Святого престола против антигомофобного закона в Италии (законопроект о борьбе с проявлениями расовой и прочей ненависти, включая гомофобию и трансфобию).- Некоторые ученые связывают эту тенденцию с влиянием на политику либеральной протестантской теологии. На ваш взгляд, это правда?- На самом деле, то, что мы называем либерализмом, - это неолиберализм, который очень далеко ушел от классического понимания изначального термина. По нему свобода должна быть в равновесии с ответственностью - чем больше свобода, тем больше и ответственность Об этом же всегда говорило социальное учение Католической церкви.А есть другая позиция: нужно все больше и больше свобод везде и во всем. Поэтому все сваливать на либеральную протестантскую теологию не следует. В какой-то мере, да, дорогу проложила именно она. Но это было общим интеллектуальным вектором конца XIX – начала XX веков. У католиков тоже были схожие тенденции, но менее выраженные. - Видимо, у них было больше сдерживающих факторов?- Именно так. Возвращаясь к Роберу Шуману, хочу отметить, что он – фигура очень интересная. Учитывая, что он изучал средневековое богословское наследие, корни его проекта новой Европы нужно искать именно там – в едином средневековом европейском христианстве. Этот конструкт, по сути, имеет религиозную основу. Ноне в смысле каких-то специальных ритуальных формул или магических действий, а в смысле живой социальной мысли, которая в истории Европы была порождена христианством.- Так удался или нет предложенный Шуманом проект?- Понимаете, здесь все зависит от взгляда на этот процесс. После каждой глобальной войны начиналась какая-то радикальная перезагрузка общества, которая проходит в несколько этапов. И европейский проект, как такая перезагрузка после Второй мировой войны, не был исключением. Он довольно долго вынашивался. Созревал и планировался. Однако идеала – социального, политического – нет никогда. То есть всякое политическое проектирование никогда не достигает желаемого результата.Важно понимать, почему Бенедикт XVI так активно говорил об утрате Европой своих корней. Потому что уходит главное – изначальные смыслы. Ответом здесь служит максима, высказанная историком Василием Ключевским: "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков". Так же и в случае с реализацией проекта Шумана: да, реализовать запланированное иногда не получается; но важно помнить, что запланированное изначально имело смысл.

Ватикан запустил процесс признания святым одного из отцов-основателей Европейского союза – Робера Шумана, премьер-министра послевоенной Франции. Политик был ключевой фигурой модели "новой Европы". В интервью известный историк-ватиканист Алексей Юдин объяснил, почему основанный на христианских ценностях проект все дальше и дальше уходит от них и как к этому относится Римско-католическая церковь. Беседовал Никита Бизин.- Алексей Викторович, в чем суть идеи Шумана?- На самом деле, отцов-основателей Евросоюза было семь. Эти люди разрабатывали проект послевоенной Европы. В их числе и Конрад Аденауэр, и Альчиде де Гаспери и многие другие. Основная идея, которую преследовали эти люди, – попытка создания наднациональной европейской организации. Это попытка по-новому ответить на вопросы "Что такое "европейский?" и "Что такое Европа?". Как говорил Шуман, это должен быть план преобразования "шаг за шагом": то есть выстраивать новую Европу предполагалось путем создания наднациональных экономических сообществ. А начинать следовало с угольного и сталелитейного секторов.- Ведь подобная идея создания наднационального союза была сформулирована и ранее? Например, Иммануилом Кантом?- Конечно. Этот проект был как политическим - как у Наполеона, - так и теоретическим –у Канта. Но каждый раз возникал вопрос: "А что же такое "европейское"? обладает ли Европа каким-то особым качеством?" и если в XVII – XIX веках ответ был ясным ("Да, конечно, обладает"), то в случае с отцами-основателями уже пришел биполярный мир: Европа и США план Маршалла; открытие второго фронта; выход США из политического и экономического изоляционизма и так далее. Естественно, была проблема: где, собственно, план новой Европы и где, не будем скрывать этого, экономические и политические интересы?Основная цель была примирить романно-германскую "грызню". И здесь, конечно, Шуман вышел на первый план. Он был философом-томистом. Ему были близки идеи Жака Маритена (французский философ, один из основателей философии неотомизма, воспринявшего идеи средневекового схоласта Фомы Аквинского – прим.ред.). Не обошлось и без влияния организации Pax Christi (католическое пацифистское движение – прим.ред.), которая имела большую популярность после Второй Мировой войны.- А в чем проявился религиозный элемент в деятельности отцов-основателей?- В Католической церкви уже давно живет, разрабатывается и прогрессирует в социальное учение. Оно не носит политический характер, что принципиально важно. Это, скорее, нравственная и смысловая коррекция европейской политики. А Шуман, как, впрочем, Аденауэр и де Гаспери создавали послевоенную христианскую демократию.Конечно, тут можно сказать, что в эту "игру" должен активно играть Святой престол. Да, были разные координаторы, медиаторы, но напрямую, конечно, Ватикан не входил в движение христианской демократии. Более того, он пытался дистанцироваться от социалистического движения внутри Италии. Мы ведь помним, что в 1948-49 годы церковь осудила коммунизм и приняла жесткие правила, которые препятствуют католиками участвовать в каком-либо распространении коммунистической доктрины. Это был жесткий противостояние коммунистической идеологии на Апеннинах. А с христианской демократией у Ватикана были позитивные, но более сложные отношения: Святой престол старался туда не влезать. Хотя и были люди, ответственные за эти контакты.- За что же тогда Ватикан хочет поставить Шумана в пример верующим?- Его могут беатифицировать не как политического деятеля (хотя это, конечно, учитывается), а как личность, которая обладает всеми необходимыми критериями святости – он проявил себя как истинный христианин.В католической церкви эти критерии довольно строгие. И как человек, участвовавший в комиссиях по беатификации, могу сказать, что работа в этой области очень сложная и кропотливая.- А как происходит процесс? В случае с Шуманом, насколько известно, верующие давно добиваются его признания блаженным.- Нужно изучить все поступки человека, проанализировать все его сочинения на предмет того, что могло бы стать препятствием для беатификации. Собираются всевозможные свидетельства "за" и "против" – письменные и устные. Все должно быть подтверждено. Например, я лично собирал документы, которые должны были быть заверены нотариально – что именно этот документ, а никакой другой, является подлинным.При этом уже нет никакого "адвоката дьявола" (человека, который собирал аргументы "против" канонизации или беатифкации), как это было раньше, до 1983 года. Но есть постулатор (специалист в области учения Церкви – прим. ред.), который следит за ходом процесса. Очень кропотливая и длительная процедура. Далее - ждут чудес, которые были бы зафиксированы. Важно, что эти явления должны быть необъяснимы с точки зрения науки.- А как сейчас Ватикан относится к наследию Шумана – Евросоюзу?- Первым тревогу забил папа Бенедикт XVI, который сказал, что Европа уничтожает свои корни. А вообще Святой престол является постоянным наблюдателем при крупнейших международных организациях, в том числе и в Совете Европы. И выступления его дипломатических представителей очень часто имеют критический характер. Например, слова по поводу современного преследования христиан в мире и их ускореннной изоляции в Европе - то, что называется христианофобией. Впервые Святой престол заявил об этом еще в начале 2000-ых. Однако тогда это замолчали. То же самое и в случае с недавним протестом Святого престола против антигомофобного закона в Италии (законопроект о борьбе с проявлениями расовой и прочей ненависти, включая гомофобию и трансфобию).- Некоторые ученые связывают эту тенденцию с влиянием на политику либеральной протестантской теологии. На ваш взгляд, это правда?- На самом деле, то, что мы называем либерализмом, - это неолиберализм, который очень далеко ушел от классического понимания изначального термина. По нему свобода должна быть в равновесии с ответственностью - чем больше свобода, тем больше и ответственность Об этом же всегда говорило социальное учение Католической церкви.А есть другая позиция: нужно все больше и больше свобод везде и во всем. Поэтому все сваливать на либеральную протестантскую теологию не следует. В какой-то мере, да, дорогу проложила именно она. Но это было общим интеллектуальным вектором конца XIX – начала XX веков. У католиков тоже были схожие тенденции, но менее выраженные. - Видимо, у них было больше сдерживающих факторов?- Именно так. Возвращаясь к Роберу Шуману, хочу отметить, что он – фигура очень интересная. Учитывая, что он изучал средневековое богословское наследие, корни его проекта новой Европы нужно искать именно там – в едином средневековом европейском христианстве. Этот конструкт, по сути, имеет религиозную основу. Ноне в смысле каких-то специальных ритуальных формул или магических действий, а в смысле живой социальной мысли, которая в истории Европы была порождена христианством.- Так удался или нет предложенный Шуманом проект?- Понимаете, здесь все зависит от взгляда на этот процесс. После каждой глобальной войны начиналась какая-то радикальная перезагрузка общества, которая проходит в несколько этапов. И европейский проект, как такая перезагрузка после Второй мировой войны, не был исключением. Он довольно долго вынашивался. Созревал и планировался. Однако идеала – социального, политического – нет никогда. То есть всякое политическое проектирование никогда не достигает желаемого результата.Важно понимать, почему Бенедикт XVI так активно говорил об утрате Европой своих корней. Потому что уходит главное – изначальные смыслы. Ответом здесь служит максима, высказанная историком Василием Ключевским: "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков". Так же и в случае с реализацией проекта Шумана: да, реализовать запланированное иногда не получается; но важно помнить, что запланированное изначально имело смысл.


Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика